|
Все заметки ZX-Обзора сплошь ироничные, посему не стоит принимать их близко к сердцу. Если вы располагаете какой-нибудь интересной информацией, которая, на ваш взгляд, достойна внимания — непременно пришлите ее.
С |
По-пушкински опоздав к началу фестиваля, я подъехал к кинотеатру "Восход" лишь к вечеру. Картина, представшая перед взором, удивила — в самый, казалось бы, разгар на улице толпилось полно народу:
Сразу же пронеслась мысль: "Что, опять не пускают?!". В тот же момент меня окружили обитатели SPbZXNet, приветствия которых успокоили:
— В самый раз, Джедай — демы уже прокрутили!
— Так вам и повер... — начал я, но был перебит:
— Точно тебе говорим!.. — Jazz и Jam, сисопы, расплылись в улыбке до ушей, проявляя характерную сисопскую черту — вредность, но тут вмешался незаметно подошедший Wlodek Black:
— Кого я вижу!.. Коллега!
Коварный план сетевиков по запудриванию мозгов новичку сорвался. При главреде Nicron'а выяснилось, что мною пропущен лишь графический конкурс, других же и в помине не было.
Воспользовавшись тем, что Wlodek отвлек внимание, я временно сбежал из окружения, чтобы сфотографировать московского ZX-коллегу. На снимке он в центре, крайние же по бокам — те самые сисопы. Слева — Jazz, справа — Jam. А за ним, в бармалиновой рубашке, засветился фидошный специалист по шпионам Билла Гейтса и врагам Спектрума: Кирилл Фролов.
Зрителей собралось меньше, чем в прошлый раз. Очевидно, сыграла скверная репутация провального party. Тем не менее, людей было, навскидку, не меньше двухсот. И все они щеголяли в бейджах с надписью "Chaos Constructions", которые служили новомодными билетами. После известного клейма "СС000" это смахивало на прыжок из каменного века.
Такой пропуск я вскоре добыл (в обмен на сторублевую бумажку) у милицейской охраны в виде дородной тетки и тщедушного мужичка. К слову, другие блюстители порядка на глаза не попались. Так что опасения, навеянные поучительными историями об инлайтовских "боях с ментами", разжигались зря.
Прицепив к себе бейдж и сразу став своим человеком, я направился в темный зал, где представление не замедлило начаться.
Экран быстро позеленел и принял вид Windows'98, в окне которого появился эмулятор Gameboy — да не простого, а продвинутого, по-ихнему Advanced.
Что за оказия? Ведь версию "Звездного наследия" для сей карманной консоли, как я слышал, уже успели продемонстрировать. Повторяют на бис?
Но то, что стали показывать, к "ЗН" отношения не имело.
Остин Пауэрс, на пару с Дартом Вейдером (!) выдавливающий из себя всякие вульгарные шуточки, едва ли мог влезть в сценарий ремейка. Оказывается, это демки, хвастающиеся наворотами GBA.
Однако гвоздем программы стал... бурный восторг, с каким зал приветствовал чуть ли ни каждое судорожное движение тех картонных кукол с лягушачьими ртами.
В принципе, озвученные диалоги отвлекали внимание от этого плоского спектакля. Но вот сидевшему рядом со мной товарищу, который ни бельмеса не понимал на слух английский, откровенно плохело с каждым новым кадром.
Когда Gameboy-сеанс отзвенел, мне сразу подумалось: навряд ли что-либо другое будет встречено с тем же буйством, уж больно экспрессивно зрители его выражали.
Так и вышло.
Даже спецэффекты спектрумовских дем сопровождались куда меньшей реакцией, нежели примитивные по своей структуре консольные ролики. К чему бы это?..
На сцену (а куда ж без нее?) вылез Lav, главный по музыке на СС1. Он возвестил о начале конкурса компьютерной музыки.
...Признаться, я с сожалением вспоминал геймбоевские мультики, когда периодически выбегал на улицу. Дабы хоть чуточку продышаться и вытрясти из ушей этот въедливый гул.
Такое впечатление, что "мьюзикмейкеры" гонялись с диктофоном за шайкой дико орущих котов с жестянками на хвостах.
А что, не правдоподобно?..
Ритм откуда тогда? Элементарная обработка записи методом ее прокрутки с разной скоростью. Главное — не забывать менять высоту и тембр звука. Ежели проделать это умеючи — получится такой "андерграундище", что... что... как минимум, лампочки вдребезги разлетятся.
А так от звуковой какофонии с твердостью факта разило затхлым однообразием.
Нет, неужели это по вкусу нынешним поклонникам электронной музыки? Они что, настолько привыкли к определенным куцым мотивам, что все должно звучать в рамках оных? Но ведь тогда выпрыгнувшая из шаблонов мелодия сразу будет занесена в "отстой"...
— Альтернати-ивная музыка-а!.. — зычно провозгласил кто-то, дорвавшись до микрофона. Место ведущего организаторы CC1 так и не поделили между собой.
Загремело что-то вовсе непричесанное. Какая-то плачевная пародия на космические темы семидесятых. Либо мне Чуббака ("Чурбака" — по версии Word'а) на ухо наступил, либо одно из двух.
И это — легендарный Underground?
Так называемая вольница для тех, кто не боится творческих поисков и не признает никаких тухлых канонов? Или у меня, ворчливого деда, устаревшее понятие о подполье?..
Поднявшись с терминаторовским намерением переждать сие где угодно, но не внутри зала, я вдруг узрел забавную картину.
Укромный уголок. Там стоит столик с монитором. И за ним сидит измученный человек, отчаянно зажимая уши, которым не могли помочь даже надетые звукоизоляционные наушники.
Это был кодер из Placebo. Видать, железной он воли, коль под свербящий шум и гам сидел и ловил баги в своей деме, занявшей потом второе место.
Упустить столь яркую иллюстрацию реакции одного из слушателей концерта было недопустимо, и я молниеносно (аки Зевс) снял его — фото вывешено рядом. Там обстановка в ясном свете, но в действительности царил мрак, это все выпендреж фотоаппарата с его кошачьим глазом, то бишь объективом.
Прогуливаясь среди народа около кинотеатра и, разглядывая бейджи с такими знакомыми именами и незнакомцами, носящих их, я устранял эти несоответствия. Подобным занимались и другие, что выглядело весьма своеобразно: подходит к тебе человек, вежливо протягивает руку, здороваясь, а сам по-собачьи склоняет голову вбок, пристально вчитываясь в визитную карточку. Гласящую, что перед ним — тот самый упрямейший оппонент.
Тут выявилось-таки то, что я был не спавши почти сутки.
Вот приближается скромный, но модно одетый юноша, уточняет мой ник, мы обмениваемся рукопожатием — и вижу, что... отсутствует спасительный бейдж. Напрочь. Хотя это застенчивое (не иронизирую) лицо раньше точно где-то встречалось...
— Э-э, — выразился я. — Так ты кто?
Знакомый незнакомец, явно не ожидавший такого поворота событий, в ответ принялся нести какую-то околесицу, пытаясь выплыть из коммуникационного штиля. Благо, стоящая рядом Лина Потапова (она же Agonia) вывела меня из ступора, сообщив, что этот субъект — никто иной как нахальный Unbeliever'ский MMA из города N. Тот самый предводитель отечественной спектрумовской сцены и особа, приближенная к Координатору СС1.
Кстати, о слониках! Random, первый фестивальный кашевар, так и не приехал из страны Крокодила Данди, где беззаботно прыгают кенгуру, а на севере растут пальмы. По слухам, бдительные российские военные вознамерились отутюжить призывника (коим является Рэндом), появись тот в стране диких медведей. Пришлось сестре взять на себя роль представителя заморского Основателя Chaos Constructions, чтобы вручить победителям прошлогоднего фестиваля поздравительные дипломы — прям как звезду Суворову.
После того поучительного курьеза внимание мое обострилось, и я наткнулся на Вячеслава Медноногова. Он работал микки-маусом для многочисленных желающих сфотографироваться в компании с ходячей легендой.
Наблюдая за тем, как безжалостно щелкают нашего дорогого Copper Feet'а, я решил повременить с этим делом. Ибо выловил другую жертву — Felix'а, автора удачной аркадной адвентюры "Приключения Винни-Пуха".
Он-то и красуется на снимке. Странная поза вызвана вовсе не попыткой удержаться на качающемся асфальте. Просто именно таков, по представлению Felix'а, спектрумовский Винни, которого я подстрекнул изобразить. Несмотря на неприлично длинные для мишки ноги, что-то есть, да?
Полагаю, многим известно, что организаторы CC1 ввели новый конкурс: игровой. И что объявили об этом всего лишь за месяц до начала фестиваля. Отнимем срок распространения сей новости — остается две-три недели.
Расклад незавидный.
Можно надеяться лишь на то, что кто-нибудь срочно завершит свой долгострой (обычное явление среди спектрумистов). Но и на эту последнюю надежду иезуитски покусились.
Тотчас же поспела новая информация: объем программы ограничен. В 32 килобайта. В игре. Где код обычно занимает треть данных, а все остальное — тяжеловесная графика.
Впору преисполниться подозрениями: уж не заговор ли это подлых бледнолицых демомейкеров, которые испугались, что игры произведут больший эффект, чем демы?..
Но с прокурорской точки зрения концовка сей истории бесперспективна. Среди привезенных игр две не отвечали хореографическим требованиям. Однако их не кинулись жечь на инквизиционном костре — напротив, с почетом проэкспонировали вне конкурса...
Странно, великий баламут Kano в организаторах CC1 не числится. Не иначе как кто-то среди них его прямой потомок.
Итак, игроделы сподобились-таки выставить на конкурс свои плоды. Целых три претендента боролись за то, чтобы попасть в тройку лидеров и победоносно занять трон.
Хотя нет, перегнул. Из них парочка сразу была вынуждена снять шляпы.
Это, попервоначалу, Arcanoid (блеск, Word советует заменить на "Paranoid") — обесцвеченный ремейк Batty с плавнодвижущимся задним фоном. Занятно, но уследить за мячиком трудновато, ибо автор, Drv53b6, переборщил с текстурами и в глазах все рябит.
Затем настал черед игры с манящим именем: Farspace (Mayhem). Честно говоря, я не ожидал, что выступит пошаговая стратегия (или таки головоломка?). Не зрелищная RTS, а именно насквозь схематичная игра... Весьма смело. Кстати, дата на заставке заставляет впасть в грустные раздумья о множестве спектрумовских проектов, покоящихся в полуготовом состоянии...
Старт был, как всегда, ладным. Но поскольку без знания правил в сей игре не разобраться (таковых нигде не нашлось), то закончилось все в лучших традициях Галереи SOSG:
С прискорбием опустим занавес над сценой "В двух шагах от game over" и приступим к триумфатору.
Hunt On Sparrows (Green Bit Group) — на Спектруме это первая ворона из косяка (который птичий, а не конопляный) аркадных преемников славного Deer Hunter'а. Отменный ход. Лучшего способа оповестить об открытии сезона виртуальной охоты не найдешь. И за счет симпатичной графики игра сразу стала фаворитом публики, жаждущей визуальных услад.
Помимо "официальных" игр были показаны две неправоверные, вылезшие из рамок приличия, то бишь 32 кб. Обе — аркадные адвентюры, в которых за главного героя заставили отдуваться старину Диззи. Из-за чего они невольно столкнулись. Как слон и моська.
Dizzy Underground от Gogin'а начался с мультика, отличающийся несколько садистским сюжетом: Диззи вышел погулять в сумерках, и вдруг его ка-ак шарахнет молния, чуть в яичницу не превратила. Зал заинтриговано затаил дыхание, предчувствуя нечто сногсшибательное. Ожидания не были обмануты. Невиданная доселе трехмерная анимация беспечно шагающего Диззи потонула в овациях. Сюрприз, бесспорно, удался.
Тем временем игра загрузилась... так и есть, все вновь закручено вокруг злополучной ракеты из горшковских Dizzy X и Y, которая, туды ее в качель, опять грохнулась на бренную землю (ну для фейерверка ракета была сделана пионерами, для фейерверка, неужто не догадаться?). Но не будем отвлекаться от экрана.
Диззи бодро подпрыгнул на лужайке и... внезапно резко сиганул с места, кометой влетев на соседнюю локацию. Дескать, турборежим, сэр! Специально для утомительных путешествий из одного края игрового мира в противоположный (за ключиком к ржавому замку). Очень полезное нововведение. Однако больше всего обрадовала возможность сохранения игры — предел мечтаний диззиманов.
Набегавшись, разумный яйцеоид принялся приставать к аборигенам, подбивая их на интеллектуальные беседы. И тут я потерял дар речи.
Нескладность фразы "Мне бы очень..." еще можно, с натяжкой, списать на авторскую фишку, разговорный-де язык. Но "Хэндэхох..." никак не оправдать — выдано это с бухты-барахты, от балды. Вопиющей же безалаберностью стал впихнутый сюда Сеймур, при котором волшебство Yolkfolk'а вмиг испарилось.
А ведь секреты пленительной притягательности Dizzy были разжеваны "Спектрофоном" пять лет назад. Цитирую:
"...Мир Сея — мир кинобизнеса, денег и преступлений, что, конечно, лишает его того шарма и той привлекательности, которую имел Диз. Кроме того, если Диззи — герой благородный и честный, а его неудачи вызывают хоть и незначительное, но все же сострадание, то Сей скорее заслуживает улыбки, чем сочувствия. В его приключениях нет той романтики, которая присуща играм с Диззи..."
Увы, наши последователи братьев Оливер, создателей Диззи, не вняли предостережению о том, что атрибуты прозаической современности с ее угнетающими проблемами не могут быть привлекательными. (Вдобавок тут вступает в силу человеческое свойство оставлять в памяти лишь хорошие воспоминания о событиях "старых добрых времен".)
В целом Dizzy Underground — прогрессивный шаг вперед. Технические новшества этой игры протолкнули жанр аркадных адвентюр на близкий к идеалу уровень. Посему вдвойне жаль, что сценарий и связанные с ним элементы квеста неказисты.
Утром следующего дня, когда я отсутствовал, был показан Dizzy 'B' от Rezident'а.
Говорят, народ отреагировал снисходительно... Между тем игра уникальна. От нее веет легендарной мезозойской эпохой, когда русские спектрумовские игры клепались хакерами из сподручных материалов, то есть обломков западных игр. А сюжет и прочие притязания на осмысленность старательно соскребались со дна пивной кружки. (Без исключений вроде Last Battle, конечно, не обошлось, но подобные игрозавры лишь подчеркивают правило.)
К семи часам вечера всё смешалось с ног на голову. Всё с какой-то маниакальностью делалось наперекор несчастному расписанию фестиваля. Даже кульминационный показ интр и дем то и дело прерывался, один раз из-за громкого протеста австралийской дамы, которой была посвящена одна пошлая проволочная анимашка... (Если "преселект" и был, то его, несомненно, сперва надо проводить среди жюри.)
Формально CC1 пропагандировался как мероприятие по выявлению талантов среди бесчинствующей молодежи, дабы привлечь внимание общественности к новому искусству, рожденному в глубинах киберкультуры... И тому подобное.
Давайте называть вещи своими именами.
В реальности все свелось к сборищу единомышленников, всецело довольных своим узким кругом общения, который многие любят называть сценой. А то, о чем столь патетически говорилось выше, называется просто: шоу.
Шоу же — изнурительная работа, требующая к себе серьезного прагматичного отношения.
И толковой организации мероприятия мало.
Во-первых, не обойтись без связей с телевидением и прессой. Во-вторых, часть бюджета необходимо отвести на рекламу — при рациональном подходе средств она отнимет немного, а отдачу даст колоссальную, особенно на первых порах. Только тогда фестивалем заинтересуются грамотные спонсоры.
Хотя препятствие в ином. При слаженной команде организаторов, в которой каждый четко знает свои обязанности, все вышеперечисленное вполне осуществимо.
Проблема в том, что сегодня лидерами "сцены" являются люди, выехавшие на своем длинном языке. И когда их включают в состав организаторов — обнаруживается, что ответственность и деловые качества если и есть у них, то в зародыше. А те, кто способен на реальные действия — находятся в тени, проявляя себя лишь в экстренных ситуациях.
Примером тому служит CC1, состоявшийся исключительно по инициативе BigBlack'а.
Впрочем, это не повод выкрикивать: "Гэндальфа — в президенты!", и гнать взашей сценерских болтунов. Просто каждый велик на своем месте. Языкастый, как ослик из "Шрека", сценер может с успехом реализовать себя, например, в рекламной раскрутке фестиваля. Практичный же человек всегда занят, ему недосуг разводить тары-бары в чатах или, кхм, в обзорах. Остается лишь с сопереживанием наблюдать за творческим компьютерным движением...
...И раз в год выкраивать время для организации фестиваля с надежными людьми, зарекомендовавшими себя на предыдущих party. Чтобы не допустить богадельни и воздать должное талантам.
Я не ведаю, какой у меня был вид, когда по прошествии суточного бодрствования все еще расхаживал около кинотеатра, обсуждая перенос дем на завтра, уточняя пропущенные мной инциденты первой половины дня и в сотый раз изрекая, что "Ньюска" стала интернетовским изданием.
Но когда я, размышляя о тенденциях развития демо-фестивалей, встретил отрешенно идущего и блаженно смотрящего в даль человека, то сразу признал в нем сетевика, хотя очи его и не были красными.
Вглядевшись, только тут осенило: Paul Pavlov. Тот тоже успел заметить Джедая, одетого во все черное и держащего фотоаппарат вместо рукоятки меча-лазера.
— О-о, да это ты! — синхронно воскликнули мы, окончательно сфокусировавшись друг на друге.
Наговорившись по душам о тонкостях содержания сайтов и прочих web-хитростях, я вскинул фотоаппарат и стал прикидывать, на какую бы живописную позу спровоцировать отца Virtual TR-DOS'а. Ведь не скажешь же: "Изобрази ZX-warez!". Однако Paul'у почудилось, что его персона в одиночестве смотрится плоховато, мол, давай лучше с веселой компанией спектрумистов. Таковая как раз околачивалась поблизости:
Paul — второй в нижем ряду, справа. Крайний слева — Elf, и.о. редактора журнала Adventurer, а за ним, в футболке с эмблемой FunTop'а, — Quazar, главред газеты "Полесье". Других ребят опознать что-то не удалось (если кто-нибудь из них вам знаком — непременно раскройте их имена в ZX-Форуме).
На том и завершился для меня Chaos Constructions'01 — вторую часть мне не довелось посетить. Распрощавшись с собратьями по спектрумовскому хобби, я поехал домой. Любопытно, отметил я по дороге, мне понравился фестиваль — атмосфера была свойская, располагающая к дружественному общению, но это единственное, что запомнилось. Остальное растворилось в беспросветном тумане хаотичности. Трижды прав капитан Врунгель: как корабль назовешь — так он и поплывет.
ZX-Обзор №5. Неизвестная буржуйская ZX-версия Prince Of Persia. — Странный спектрумовский порт Heroes Of Might & Magic II. — Win-ремейк оригинала бессмертной Elite.
ZX-Обзор №4. Небольшой фоторассказ о CC'000.
ZX-Обзор №3. Расхлебывание медноноговских приколов. — Подробно о журнале Scream #1. — Графический шедевр: Amaurote. — Windows-ремейк 3D-игры The Sentinel.
ZX-Обзор №2. Мини-интервью с менеджером проекта Sprinter 2000 ("Петерес"). — Пара любопытных эмуляторов ZX Spectrum. — Открытое письмо Кладова насчет Elite II.
ZX-Обзор №1. Интересная графика с Milennium'2001. — Ремейк стратегии Technodrom. — Полная версия интерфейсной адвентюры "Плутония". — Провокационные приколы Медноногова.
|