|
Все заметки ZX-Обзора сплошь ироничные, посему не стоит принимать их близко к сердцу. Если вы располагаете какой-нибудь интересной информацией, которая, на ваш взгляд, достойна внимания — непременно пришлите ее.
К |
Разбор отзывов я тоже отложу до сл. выпуска, хотя замечу, что равнодушных не было, типа "неплохо, продолжай в том же духе", что меня весьма обрадовало, особенно резкая критика, солидная порция которой почему-то последовала как раз накануне ZX-Обзора №2...
Вряд ли Sprinter нуждается сейчас в представлении... Вот, написал я эту строку, и тут же вспомнил ряд вопросов в конференции fido7.zx.spectrum от людей, который ничего толком не ведают про воплощение мечты целого поколения спектрумистов "первой волны". Так что сначала пару слов об этом компьютере, кстати, я имею у себя Sprinter практически сразу же после его выпуска в продажу, так что нижеследующая информация — из первых, так сказать, рук.
Итак, что же такое Sprinter на самом деле, без всяческих призм?
Это Спектрумы. Именно во множественном числе, потому что Sprinter объединяет в себе все основные модели Спектрума, в любых режимах которых он и работает. На частоте 21 Мгц. Позволяя общаться с винчестером через Basic 128. Командами которого можно загрузить в 4-мегабайтовую память TRD-образ диска и работать с ним, не прикасаясь к физическому гибкому диску. В течение многих месяцев. На Спектруме. Особенно осознание этого добивает при виде демоверсии Doom'а, практически не уступающего по графике и скорости оригиналу на PC. А в Sprinter'е в процессорах ходит самый обыкновенный восьмиразрядный Z80 (Z84).
Подробный рассказ — отдельной статьей в ZX-News, сейчас же я хочу поведать про новый Sprinter 2000, о котором беседовал с менеджером проекта Алексеем Горячевым. Наконец-то в PetersPlus утвердили такую должность зимою сего года; только о чем они думали раньше? Почему допустили некоторые другие ошибки? Об этом также шла речь.
ZXNSite (Jedius): Какие предпринимаются действия по раскрутке и продвижению Sprinter'а на рынок? В частности, что это был за инцидент с заказом нескольких (сколько?) Спринтеров из Италии (Испании?), о котором Иван Мак как-то вскользь обмолвился в fido7.zx.spectrum?
PetersPlus (Алексей Горячев): В настоящий момент проект Sprinter (кстати, писать нужно именно по-английски, потому как Trade Mark :-) ) активно развивается. Учитывая всем известное положение с персональными компьютерами и распространением программного обеспечения у нас в стране, мы надеемся сейчас на интерес к Sprinter'у со стороны иностранцев. В первую очередь мы рассчитываем на команды профессиональных разработчиков программного обеспечения до сих пор работающих с 8- и 16-битными машинами. За рубежом интерес к ним еще не совсем угас. До сих пор пишется софт, проводятся тусовки и соревнования. Наиболее сильные машины 80-х годов еще радуют многочисленных пользователей. Это тема отдельного разговора и замечу только, что такое положение вещей во многом связано с возможностью общаться, в том числе и посредством Интернет. Нас здесь интересует то, что на фоне имеющихся у иностранцев 8- и 16-битных компьютеров Sprinter выглядит как вполне современный представитель своего класса. А раз есть рынок и есть конкурентоспособный товар, то почему бы их не познакомить друг с другом.
На сегодняшнем этапе работы мы хотим представить миру компьютер, способный заинтересовать в первую очередь разработчиков программного обеспечения 8- и 16-битных компьютеров, приставок и игровых автоматов, имеющих какой-либо рынок сбыта своей продукции. За границей платят деньги за ПО. И поэтому наши дистрибьюторы могут продавать свое новое ПО вместе со Sprinter-ом. По западным меркам Sprinter стоит не дорого (учитывая возможности и удобство использования периферии), так что здесь возможен серьезный бизнес.
При условии создания ПО для Sprinter-а на Западе, наш компьютер может оказаться востребованным и на внутреннем рынке. Надеемся на это.
Сейчас у нас завязались отношения с двумя потенциальными дистрибьюторами (в Испании и в США). Ими уже приобретены тестовые экземпляры, идет активная переписка и перспективы вполне обнадеживающие. Есть и частные лица, заказавшие Sprinter.
Поэтому работы над проектом ведутся сейчас в трех плоскостях: доработка железа, оптимизация базового ПО позволяющего использовать железо и создавать на нем прикладное ПО, продвижение Sprinter'а на внешнем рынке и активный PR.
Что касается железа, то сейчас тестируется новая плата Sp2000 на ПЛМ EP1K30QC208-3 (с объемом в три раза больше), которая должна стать основой линии моделей Sprinter. Тут необходимо разделить понятия "плата компьютера" и " модель компьютера ". Под платой надо понимать собственно плату, как железо, а под моделью компьютера надо подразумевать набор конфигураций, выполненных в Альтере. Если говорить о потенциале платы Sp2000, то можно перечислить то новое, что она позволит реализовать:
1. 16-разрядную архитектуру сопряжения ПЛМ с основной памятью и IDE (позволит увеличить скорость работы с HDD и скорость работы акселератора)
2. Раздельную схему разводки блока основного ОЗУ, IDE, FDD с блоком процессора, ПЗУ, КЭШ-ОЗУ, ISA. Позволит:
3. 16-битный двухканальный звуковой ЦАП. А это полноценный 16-битный звук.
4. И некоторые дополнительные возможности:
Принципиальное отличие платы Sp2000 в том, что она позволяет проводить апгрейд модели компьютера без замены платы. Это осуществляется с помощью программы запускаемой на самом Sprinter-е и перезаписывающей информацию в чипах платы. Стоимость подобного апгрейда будет невелика. Это сделает Sprinter действительно гибким универсальным компьютером.
Сегодняшняя модель Sprinter к уже известным параметрам добавила полный порт LPT и 16 битный звуковой ЦАП.
ZXNSite: Хорошо, думаю, лекция была интересна читателям. Теперь насчет ряда мелочей. Есть ли в Спринтере-2 полноценная поддержка Kempston Mouse?
PetersPlus: Во-первых, нет никакого "Спринтера-2" — модель носит название Sprinter, хоть и установлена на плате Sp2000. А поддержки кемпстонской мыши пока нет, это не самое главное сейчас. Иностранцам она неинтересна, поэтому мы задвинули ее на потом. Кстати, наличие мышки не будет определяющим при покупке Sprinter'а отечественными пользователями.
ZXNSite: Отнюдь, говорю как пользователь — болтающаяся под рукой мышь, которой нечего делать в программе, поддерживающей Kempston Mouse, не способствует поднятию настроения, мягко говоря. Рекомендую включить в анкету на вашем сайте вопрос о надобности работы мыши в спектрумовском режиме — наверняка по этому пункту найдутся желающие ответить.
Ладно, а насколько вероятна возможность использования SVGA-монитора? Вы допустили очень большой просчет, не сделав в первой модели его поддержку — мне известно множество людей, которые всерьез собрались покупать Спринтер, но, узнав об этом факте, отказались от своего решения.
PetersPlus: Возможность подключения SVGA-монитора — это первая проблема, которую мы будем решать. Есть два пути, модернизация готовых плат и выпуск отдельного девайса. Слабые и сильные стороны есть у обоих решений.
Что касается просчета, то он был обусловлен невозможностью, до последнего времени (полгода), реализовать работу с мониторами SVGA, оставаясь при этом на том же уровне цен. Сейчас ситуация изменилась и подобная реализация будет стоить намного меньше 100$.
ZXNSite: На мой взгляд, уместнее отдельный девайс, потому что его купят только те, кому он действительно нужен, следовательно, цена особой роли не играет, чего не скажешь о варианте с модернизацией плат. Кстати, есть ли 100% реализация AY? Хоть внешне и мелочь, но многим любителям Спектрума она весьма важна.
PetersPlus: Да, сейчас AY в Альтере играет так же, как и в Спектруме. Я сам, помню, плевался в 1999 году от звука Sprinter'a, но сейчас звук идет чистый, и с огибающими проблем нет.
ZXNSite: Хорошо, спасибо за беседу, после публикации на нашем сайте второго ZX-Обзора мы продолжим разговор, и я надеюсь, что в ходе него появится новая интересная информация о Sprinter'е.
А пока я хочу поделиться с вами любопытными мыслями, навеянными в ходе сей интеллектуальной беседы на спринтеровскую тему.
Если этот Sprinter позволяет иметь в своем распоряжении любой режим компьютеров, основанных на процессоре Z80, например, Armstrad CPC и MSX, под которые есть куча полезного и интересного софта, то, развиваясь по такой линии, рано или поздно можно добраться и до Commodore 64 c Apple II, и до Atari ST (попутно включая семейство восьмибитных Атаришек), и даже, чего уж ограничивать фантазию, до Amiga 500/600, работающих на процессоре Motorolla.
Так что если удастся совместить эти два процессора-лидера (Z80 и Motorolla), то получится своего рода компьютер-энциклопедия, на котором можно будет работать в режиме любого компьютера XX века.
Нехило завернул, правда?
Но ЭТО будет действительно нечто абсолютно новое, потенциальные потребители которого — все те, кто пользуется неудобными в большинстве своем эмуляторами, а их десятки миллионов.
Другое дело, достижимо ли это на практике... Тем не менее, пять лет назад никто и предположить не мог, какого фантастического уровня достигнет последний клон Спектрума.
На WOS'е засветился новый спектрумовский Win-эмулятор под замысловатым именем SpecEmu от Mark'а Woodmass'а. Его отличие от других состоит в одной необычной вещи.
Представьте себе монитор-отладчик (это та самая мешанина из цифр с буквами, которая в R80 вываливается на экран после нажатия ESC, либо на Scorpion'е после кнопки Magic). Так вот, внешний вид эмулятора точь в точь как монитор-отладчик.
За одним исключением.
В нижнем левом углу находится небольшое такое окошко с изображением работающей программы — и это одновременно с бегущим листингом кодов на заднем плане!
Мечта кодера, по-моему! Хотя обыкновенному пользователю сие вряд ли придется по вкусу, поэтому это жуткое для него зрелище (может, я и перегнул, но умиротворяющим его точно не назовешь) он может спокойно отключить, выставив в настройках галочку в строке "FullScreen".
Однако работать этот эмулятор-отладчик желает как минимум в условиях Celeron 266. И поддержки TR-DOS'а не наблюдается — только Z80, TAP, TZX и DSK (образ диска ДОСа от Spectrum 3+), зато есть все три основные модификации фирменного Спектрума.
Описывая выше новинку, я вспомнил тут про еще один Win-эмулятор, он хоть и не совсем новый (всего-навсего с прошлого века), но имеет одну чрезвычайно интригующую особенность, о которой почему-то нигде нет никаких упоминаний...
Заключается она в... сглаживании пикселов. Это когда острые углы квадратиков, так хорошо различимых на SVGA-мониторах, закругляются и становятся чуточку расплывчатыми, как при градации в современной компьютерной графике. Иными словами, ZX-графика 256x192 по своему виду почти не уступает изображению с разрешением 640 на 480 пикселов! Особенно это касается жирного шрифта, который практически всегда используется в спектрумовских играх. Что вы наверняка уже и сами заметили на иллюстрации. Она ради экономии времени загрузки страницы (ибо основной рабочий принцип The ZX-News Site — быстрота) сжата в три-четыре раза, но если кликнуть по ней, то в отдельном окне можно увидеть более крупную картинку, которая убедит, что это не фокусы с масштабированием.
А теперь ушат холодной воды. TR-DOS'а опять-таки нету — и вообще, эмулятор понимает только файлы в примитивном формате SNA. Но это объяснимо, так как версия сей программы — 0.33, то бишь чуть ли не демоверсия.
Пожалуй, пора назвать имя сего чуда: SEM, и автор его — Alexander E.Patrakov. То есть наш человек, которого можно, по идее, уговорить поддержать TR-DOS, ибо он явно знает всю пользу такого нововведения! Его страница расположилась по такому адресу: www.semzx.newmail.ru, берите там этот оригинальный эмулятор, и любуйтесь преображенными старыми добрыми ZX-играми.
И потом обязательно напишите автору по поводу поддержки TR-DOS'а, ведь чем больше будет отзывов, тем сильнее вероятность появления целого пласта совершенно новых и красивых игр!
И напоследок о тайне легендарной "кладовской" Elite 2. Многие считают, что В.Кладов якобы где-то спер 128-ю версию оригинальной игры и выдал ее за свою.
Так вот, в Паутине обнаружилась весьма любопытная страница: открытое письмо Владимира Кладова к поклонникам Elite! В котором он, по собственному признанию, расставляет все точки над i.
Позволю себе привести из сего письма, датированным 2000-м годом, несколько цитат, наиболее интересных в свете вопроса об авторстве Elite 2.
"...Причины, по которым была выполнена такая серьезная работа, как взлом и переделка ELITE. Меня не устраивала скучная и однообразная ситуация (кстати, унаследованная во всех последующих версиях этой программы, в том числе для IBM PC). Однообразие, с моей точки зрения, заключалось в том, что игроку противостоят абсолютно все. <…>
Объем работ был большой. Прежде всего, прежний код был сжат. Сколько-то было сжато за счет ненужных в игре и не относящихся к делу лирических описаний планет в стиле путеводителя. Существенно была сжата 3D-математика. Поскольку я, как автор, являюсь математиком по образованию, то мне удалось сократить на треть и ускорить просчет кадра почти вдвое, прежде чем начать добавлять дополнительные действия в цикл игры. Кроме того, был изменен формат, в котором хранились описания кораблей (что позволило добавить еще несколько кораблей, и сократить объем занимаемой памяти абсолютно без увеличения времени на обсчет точек). Всего было добавлено около 12 Кб нового кода. Сюда вошли алгоритмы "разумного" поведения, новые миссии, новые объекты и более качественное изображение старых и т.д. и т.п."
Итак, вопрос об авторстве Elite 2 растворяется сам собой. Уж коль даже сейчас, при развитых компьютерных сетях, никто не нашел мифическую "полноценную" Elite — это при активных-то поисках! — то таковой, по всей вероятности, не существует. Те упрямцы, что не могли признать Кладова автором, сумели раздобыть лишь версию, в которой были сделаны только мелкие технические исправления для надежной работы на Spectrum 128 (первоначальный вариант игры работал на нем со сбоями). Больше она ничем не отличалась, то есть никаких новых кораблей, не говоря уже о Космических Платформах, не было в Elite с гордой пометкой "128 Kb" на заставке.
Какие же тогда новые объекты стали шнырять в космосе новосибирской Elite 2? Об этом и рассказывает далее Владимир в своем открытом письме, иллюстрируя свои слова соответствующими картинками. Также он еще делится бесплатными советами по полетам в мирах Elite 2 в эмуляторе, предлагая даже специальную программку для восстановления сохраненного состояния.
Под конец, конечно, речь зашла о First Encounters — Elite 3, к которой на кладовской странице я совершенно неожиданно обнаружил авторскую утилиту, русифицирующую игру. С подробностями знакомьтесь непосредственно у Владимира Кладова.
|