WELCOME TO THE ZX-NEWS SITE!

© А.В. Алешкин
® ZX-Format #7
© SOSG, compilation

TAI-PAN
Ocean, 1986

 У 
же несколько дней дул ровный западный ветер, гоня по небу легкие облачка и чаек, то и дело бросавшихся вниз в надежде ухватить за хвост мелкую рыбешку. Лорча, легкая парусная лодка, шла по ветру. Удачно используя установившуюся наконец погоду, она быстро сокращала расстояние, отделяющее ee от построек, появившихся недавно на горизонте. И столь же стремительно наполнялась тревогой и беспокойством душа молодого человека, стоявшего на палубе с подзорной трубой в руках. B трех последних городах за товар давали столь смешную цену, что ни о какой продаже не заходило и речи, а провиант уже заканчивался, деньги на него тоже. До выплаты ссуды оставалось совсем мало времени. Погруженный в столь мрачные мысли, купец не заметил, как корабль подошел к порту уже совсем близко. Пропустив клипер, выходящий из гавани, лорча причалила к пристани и он, сойдя на 6epeг, отправился узнавать местные цены на шелк.

Прошло несколько дней, от былого отчаяния не осталось и следа, почти весь товар был продан с огромным барышем. Большое дело было сделано и можно было отдохнуть, благо увеселительных заведений хватало в любом портовом городе.


* * *

C самых первых дней появления компьютерных игр программистов всего мира не оставлял вопрос максимально приближенного к действительности виртуального пространства. C тех древних пор было создано множество программ, имитирующих реальные ситуации на самых различных исторических фонах. Многие из них приобрели мировую известность, еще большее количество кануло в небытие, а самое огорчительное — то, что во вторую группу вошло немало программ, приближающихся по своим параметрам к самой знаменитой игре — "Elite".

"Tai-Pan" — аркадно-экономическая игра, она не приобрела широкой известности в нашей стране, причем причины этого покрыты мраком, потому что занимательный сюжет и относительно несложный интерфейс делают ee крайне играбельной.

Эта игра перенесет вас в жизнь Востока середины прошлого века. Только представьте себе атмосферу, царящую в мире, где в морях хозяйничают жестокие пираты, а в городах могут арестовать по малейшему подозрению, где любой — враг каждому, а единственная безопасность — та, которую сам себе обеспечишь.

А теперь вы, войдя в этот жестокий мир молодым и довольно самонадеянным рабом, оказываетесь на улице обычного города. Первым делом вы видите, что стоите у входа в порт, однако при попытке туда войти вам говорят, мол, что тебе тут надо, ежели у тя нема ни лодки, ни экипажа. Ну что ж, мнение народа надо уважать. И единственный оставшийся путь — путь в глубь города.

Через несколько дней блужданий (голодным и т. п.) вы может быть найдете некий ресторанчик, где произойдет с вами неслыханное событие.

"Вы находились в задней комнате, когда познакомились с Джин-Квуром. Он предложил вам дать в долг 300.000 $ которые вы с радостью взяли. Вы должны вернуть долг 21 июля 841 года. Вы дали Джин-Квуру половину медальона и обещали вернуть долг". Сразу примите к сведению, что начинаете вы игру 1 января того же года, так что времени на заработки будет не много, особенно если учесть, что поиски "золотых жил" торговли занимают довольно много времени.

Итак, молодой богатый, но еще раб, вышел из дверей ресторана и шепнул мне на ушко, что больше не желает, чтоб его водили за ручку. Я возразил: "Ты же еще не знаешь управления своей нитью жизни". Ну ладно, учи", — согласился молодой человек.

УПРАВЛЕНИЕ ИГРОЙ

Управление производится с помощью пиктограмм и подразделяется на две большие части: в городе и в море. Служебная часть экрана расположена внизу, там находятся, естественно, пиктограммы и еще кой-какая ценная инфошка, о которой будет накалякано ниже.

Управление в городе

Первое, что бросается в глаза, это целое море пиктограмм, аж целых 5 (пять) штук. Доступ к ним возможен после нажатия на клавишу пробел, или после входа в здание. Вот они все по порядку.

• Деньги не резиновые, помните об этом всегда, когда испытываете желание потратить больше чем следует, поскольку используется она при покупке всевозможных покупок (хорошо сказал).

• А это самая любимая пиктограмма всех народов, если, конечно, получение денег не связано с продажей чего-нибудь нужного или товара вполцены.

• Как ни странно, но за все время блужданий не нашлось более достойного применения, чем взять или бросить дубинку, которую можно найти в городе. Ee назначение в том, чтобы силой заламывать народ в команду своего корабля. Только не стоит особо размахивать ею на виду у доблестной полиции, иначе пара недель отдыха будет вам гарантирована.

• He стоит обращать внимание на кассету, вызвавшую у многих ностальгические воспоминания, поскольку игра дискетирована вполне прилично. И думается мне, что стрелочки говорят сами за себя, а если все-таки не говорят, то вам, пожалуй, не нужно садиться за эту игру.

Немного ниже пиктограмм расположены:

• текущая дата, в первые полгода игры (игрового времени) она имеет некоторый уровень полезности. O причине см. выше.

• ASSETS. Ваш пассив, т. e. то, что у вас сейчас имеется в наличии в виде кораблей и товара, но выраженное в деньгах.

• CASH. Ваш текущий налик, берегите его, а по злачным местам можно пошляться и опосля.

Кроме таких мест, есть в городах и более солидные деловые районы, зачастую контактирующие между собой в пространственном плане с предыдущими, что дает понять о моральном облике восточных бизнесменов того века.

А теперь поговорим о внутреннем содержании деловых и не очень кварталов.

BANK (Банк)

He только тот, где одуревшие от своих миллионов люди хранят свои кровные. А еще и место, где можно прикупить себе кораблик. Именно сюда стоит идти в первую очередь после получения денег.

Корабли в игре бывают такие:

• LORCHA (Лорча). Самое маленькое, но и самое быстроходное судно. У него только одна пушка. Цена — 50.000 $.

• KLIPPER (Клипер). Здесь и далее скорость судна падает пропорционально его грузоподъемности. Клипер имеет две пушки. Цена — 250.000 $.

• FREGAT (Фрегат) На фрегате стоит четыре пушки, и если научиться в темпе ими смыкать, то вы потопите любой корабль с первого захода. Его цена — 400.000 $.

Следующее важное здание в городе:

WAREHOUSE (Торговый дом)

Здесь вы можете покупать и продавать товары, список которых невелик: TEA — Чай, SILK — Шелк и JADE — Нефрит. Разброс цен по всей карте огромен, но, как правило, в одной стране торговать невыгодно.

Кроме того, на улицах будут стоять торговцы и просить вас купить коробочку. B принципе продать потом ee дороже будет можно, но найти это место — большая проблема. Помните, корабль не может взять больше того, что вы сможете в него всунуть.

SUPPLIES (Снабжение)

Тут покупается еда для экипажа корабля и подзорная труба. Интересный факт: пока труба не куплена, в море нельзя воспользоваться картой.

      Цена коробки еды — 2.000 $
      Цена телескопа — 2.000 $

INN (Кабак)

Единственное место, где можно легально нанять себе экипаж, как это делается нелегально см.выше.

      Плата за выпивку — 00 $
      Плата за наем — 00 $
ARMOURY (Оружейный магазин)

B нем продаются мушкетные пули и ядра для пушек. Стоит все это удовольствие всего 00 $ за коробку.

Магазин находится всегда рядом с тюрьмой и удивительно, что в тюрьме не предлагают организовать побег, даром, что ли там валяются тонны оружия? А вообще-то ходить можно где угодно и никто придираться к вам не будет.

GOAL (Тюрьма)

А сюда сами вы зайти не можете, но не беспокойтесь, помахать дубинкой на глазах у фараонов вам ничто не мешает.

Злачные места

B каждом городе есть два вида притонов разврата: ресторан и публичный дом.

Что касается второго, то с этим все просто: вы заходите в дверь, по бокам которой стоят представительницы древнейшей профессии и буквально через секунду получаете "ни с чем не сравнимое удовольствие" (цитата из игры) всего за 100 $.

Теперь поговорим о ресторанах. Первым делом вам предлагают поесть и если вам не жалко сотни, можете ee потратить, но если бы в рестораны люди ходили только есть, они бы давно уже все обанкротились, имеется ввиду рестораны, а не люди. Поэтому, в случае отказа от еды вам предложат поиграть, вы отказываетесь? Ну с таким несговорчивым посетителем разговор будет коротким, вы даже не успеете увидеть вышибалу, как окажетесь на улице. Впрочем вам ничто не мешает войти еще раз. Игра (которую вам предлагают) немного похожа на рулетку, немного на кости, а в целом только сама на себя. Сбрасываются три кости, каждая из которых может показать один из иероглифов, тот иероглиф, который первым выпадет десять раз и будет выигравшим. Вы на него поставили? Забирайте деньги.

Управление в море

Сделав все свои дела в городе, можно отправляться в путь к далеким и не всегда гостеприимным берегам. Самое главное не забыть закупить еду, без нее у вас умрет весь экипаж буквально за полторы недели.

И не стоит покупать ee слишком много, потому что по прибытии в какой-либо порт оголодавший экипаж съедает ee всю до конца.

Пиктограмм здесь не в пример больше, чем в городе, потому что управление кораблем требует от вас уследить аж за ШЕCTbЮ пиктограммами.

• При выборе этой пиктограммы на экране появится карта территории, доступной для плавания. Это весь юг и восток Китая, где, собственно, вы и начинаете игру, Северная и Южная Корея, Япония. Так что чувства ограниченности у вас появиться не должно. Особо стоит выделить течения, которые обозначены на карте линиями. Текут они только в одну сторону, поэтому не пытайтесь, доплыв до Кореи за рекордный срок, столько же времени потратить на путь назад. Самое главное — суметь попасть в это течение. Делается это так: найдя понравившееся вам течение на карте, подплывите к нему (ваш корабль обозначен на карте такой вот очень красивой звездочкой), когда вам покажется, что оно где-то рядом, снова включите карту. Через некоторое время надпись внизу должна свернуться, а кораблик с ужасающей скоростью помчаться по карте. K сожалению, иногда в сторону, противоположную требуемой. Теперь можно выйти из карты и "плыть по течению". Попасть в него можно и случайно, но если вы уже успели изучить регион, для вас не составит проблемы попасть в нужное течение и без всякой карты.

• Эти пиктограммы управляют режимом управления кораблем. Если включена первая, то используется только парус. Если вторая, то корабль идет на веслах и парусе.

Этот второй режим называется боевым и используется при маневрировании вблизи вероятного противника, кроме того кнопка 'огонь' будет включать обстрел вражеского корабля. Однако стоит принять во внимание и вражеские пушки.

• Регулировать парусную оснащенность судна нужно вручную с помощью этой пиктограммы. После выбора ee можно изменять рабочую площадь паруса. Нажатие "огонь" прекращает эту процедуру.

• Покушать любят все, но в море будет не до удовольствий и при выборе этой пиктограммы напишут на сколько дней у вас еще осталось еды. Выдавать людям еду все же стоит, иначе величайшим для вас счастьем будет ближайший порт, при условии, что вы туда доберетесь. Рацион можно выдавать сразу на неделю, раз в день или как вашей душе угодно, но не стоит забывать, что люди — жуткие обжоры и съедят все за тот срок на который вы им выдали. Таким образом можно за один день скормить экипажу немерянное количество еды. Но все-таки для кармана будет выгодней дать им иногда попоститься.

• Подзорная труба. Вот только увидеть в нее можно только тип корабля, который проплывает у вас перед носом. Однако пренебрегать ee покупкой не стоит (см. SUPPLIES).

• Показывает направление ветра. Выбирать ee нельзя. O бурности моря можно судить по шуму волн, этот фактор тоже влияет на скорость судна.

Справа находится счетчик оставшихся в живых членов экипажа, проще говоря, численность.

Кроме этого на вас иногда будут нападать жадные пираты и если вам очень повезет, то вы можете убить их капитана и забрать их товар вместе с кораблем. Можно также докупать корабли по мере обогащения, но караван из них выглядит также как один корабль, только в схватке получается преимущество за счет большой численности экипажа. И еще такой момент: свой текущий рейтинг узнать можно только после смерти из чего возможен вывод о его практической ненужности.

* * *

За разговором я и не заметил, как мы добрались до гавани.

— Спасибо тебе за науку, — сказал молодой, почти уже, купец. И добавил: — Я видел в этом городе немало закрытых пока дверей, но надеюсь, что скоро и они откроются для меня.

Он стал медленно спускаться по уже почти опустевшему спуску к причалам и скоро его Лорча отправилась в путь, в сторону, противоположную заходящему солнцу. Он еще не знал, что через полгода будет вглядываться в прибрежные постройки Окинавы, беспокоясь за цены в местном торговом доме. А также того, что один из самых богатых Гонконгских Тай-Панов в свой последний час отпустит рабов, дав каждому в долг по 300.000$.



SOSG-Приложение

СНИМКИ (SCREENSHOTS) ИГРЫ

Заставка игры

Один из моментов игры... Один из моментов игры... Один из моментов игры...

Фирменные постеры/вкладыши и карты к игре


Карта №1 (301 Kb)



ВОПЛОЩЕНИЯ (ИНКАРНАЦИИ) ИГРЫ

Спектрумовское воплощение

TZX-Z80-TAP-версия (56 Kb), TRD-версия (56 Kb)

Параллельные воплощения на...

Commodore 64 (63 Kb), Amstrad CPC (61 Kb)

Подробности о SOSG-Приложении находятся в Сокровищнице SOSG.

Если вас заинтересовала эта игра, то рекомендуем обратить внимание на
Dun Darach, Hijack, Sidewalk, CeaseFire, CeaseFire 2: Night Run, Impossible Mission и Heavy On The Magick.



Compilation © 2000–2002 SOSG