WELCOME TO THE ZX-NEWS SITE!

© Дмитрий Усманов
® Spectrofon #12
© SOSG, compilation

SPACE CRUSADE
("ЗВЕЗДНЫЙ ПОХОД")
Hasbro Bradley Ltd, Games Workshop Ltd, Gremlin Graphics, 1991-1992

 Ч 
то будет, если смешать "Laser Squad" и "Hero Quest"? Похоже, именно этот вопрос задали себе программисты из фирмы Gremlin Graphics, начиная работу над "Space Crusade". Получившаяся игра унаследовала лучшие качества обеих программ, и, безусловно, достойно вошла в "золотую коллекцию" игр Speccy.

Итак, наступил 657 год космической эры, ровно три года назад все человечество оказалось втянуто в жестокую войну против Чужих. Все началось 20 февраля 654 года, в этот день в безднах космоса пропал грузовой корабль "Фаэтон", следовавший к Ригелю. Затем на связь перестали выходить корабли в самых разных точках галактики, сводки тревожных новостей стали появляться на Имперском гипервидении с пугающей регулярностью. На ноги была поставлена вся разведка, и вскоре причина была выяснена.

Как оказалось, на корабли проникали враждебные инопланетяне — Чужие, которые мгновенно убивали весь экипаж, и захватывали звездное судно.

Совету Безопасности Империи удалось узнать, что инопланетяне проникают в нашу галактику из другой вселенной, места, где правит хаос. Чужим удается каким-то образом проникнуть сквозь пространство-время и материализоваться в нашем измерении. К счастью, перемещение возможно лишь небольшими группами.

Император, узнав об этом, приказал очистить наше пространство от сил хаоса. Началась война на уничтожение, получившая название "Звездный Поход" — крестовый поход в глубины космоса.

Через несколько месяцев боевых действий человечеству удалось выработать тактику действий: к захваченному кораблю подлетает десантный транспорт и вступает с ним в бой, группа ученых на борту устанавливает связь с главным компьютером вражеского корабля и пытается взять его под контроль. Одновременно с этим к захваченному судну пристыковываются несколько десантных катеров. Команда десантных киборгов быстро подавляет сопротивление Чужих. К сожалению, киборги не способны принимать сложные решения и сильно подвержены действию психотропного оружия. B связи с этим, в команду кибердесантников обязательно включают одного человека — командира десантного отделения. И этим человеком будете Вы...


Как видите, фирма Gremlin Graphics вновь ввергла нас в вечную борьбу Порядка и Хаоса. Только теперь фантазия авторов забросит Вас не в прошлое, а в далекое будущее, на затерянные космические платформы. По сложившейся традиции, фирма "GREMLIN GRA-FICS" сначала выпускает 48-ю версию игры, и лишь затем — 128-ю. Различаются они разительно — в 48-й программе отсутствует дополнительная трехмерная анимация, дополнительная графика, тексты, весь звук — одним словом, все то, что делает игру привлекательной и "играбельной". Так и получилось, что сначала в страну "пришла" именно 48-я версия, которая выглядит несколько блеклой по сравнению с полной.

После загрузки программы Вы увидите экран с именами авторов. Если у Вас 128-я версия, зазвучит AY-музыка, а надпись "Space Crusade" начинает гореть и вскоре предстает перед Вами объятая пламенем — на мой взгляд, эффект просто потрясающий. Нажав Space, Вы перейдете в меню управления.

1. SINCLAIR 
2. KEMPSTON
3. KEYBOARD

Опции 1 и 3 равнозначны — опрашивается одновременно правый синклер джойстик и клавиатура.

При выборе второго пункта, опрашивается KEMPSTON джойстик и клавиатура.

Управляющие клавиши:

      Z — влевo;
      X — вправo;
      K — вверх;
      M — вниз;
      Space — "oгoнь"

Сразу надо предупредить владельцев компьютеров с возможностью турбирования процессора: если загрузить программу в режиме "TURBO", Вы "проскочите" сквозь первые два экрана, и сразу попадете в третий поверх заставочной картинки.

Выбрав управление, Вы попадете в основное меню:

      1. SELECT CHAPTERS
      2. SELECT MISSION
      3. EXPANSION MISSION

1. SELECT CHAPTERS (выбор отделения). Вы попадаете в экран с тремя пиктограммами — BLOOD ANGELS, IMPERIAL FISTS и ULTRA MARINERS. Это — эмблемы и названия трех подразделений киборгов, которых Вы можете взять под свое командование. Каждая команда имеет свои отличия.

BLOOD ANGELS (КРОВАВЫЕ АНГЕЛЫ). Это подразделение специально готовили для боя на коротких дистанциях. Оснащенные мощной защитой, киборги этого подразделения имеют специальные средства для эффективного ведения ближнего боя. Это, разумеется, не значит, что стрелять они не умеют, просто встреча лицом к лицу с опасным противником — их самое эффективное применение.

IMPEREIAL FISTS (КУЛАКИ ИМПЕРИИ). Эмблемой этой команды выбрана ступня, и это не случайно. Их основное достоинство — быстрое перемещение. К любому киборгу "Кулаков Империи" в полной мере подходит выражение "порхает, как бабочка, жалит, как пчела".

Спецснаряжение этой группы облегчает уничтожение на расстоянии. Вступать в ближний бой они не любят.

ULTRA MARINERS (СУПЕРДЕСАНТНИКИ). Это подразделение представляет из себя нечто среднее между первой и второй группами. Команда "Супердесант" отличается мощной технической поддержкой, которая направлена не на уничтожение противника, а на облегчение боя.

Итак, перед Вами три вида команд. Вы — молодой сержант, только что окончивший военную академию. Выбрав одну из групп, Вы станете ее командиром и постепенно сможете подняться по служебной лестнице — стать лейтенантом, а если повезет, то и капитаном звездного флота.

Выбрав одну из пиктограмм (она полностью закрасится), Вы выйдете в следующее подменю:

      1.1. SET-UP
      1.2. LOAD
      1.3. STATUS

1.3. Опция STATUS выведет на экран Ваш послужной список, где можно увидеть:

MISSION RECORD — записи о выполненных сегодня миссиях.

Ниже показано Ваше воинское звание и количество Знаков почета, полученных от Императора.

B самом низу располагается строка "CHAPTER SAVE CODE" (КОД ЗАПИСИ ОТДЕЛА), за которой следует комбинация из 11 символов это информация о Вашем звании. B игре "SPACE CRUSADE" применяется способ сохранения позиции шифром, а не на диск.

Выход из экрана — треугольный маркер в правом углу.

1.2. LOAD — перед Вами появится клавиатура с цифрами и буквами. Набрав шифр, который можно узнать из окна "STATUS", Вы загрузите свою позицию. Пиктограмма "DEL" — стереть последний символ.

1.1. SET-UP — меню вооружения и экипировки группы. Прежде чем рассказать о нем, необходимо остановится на том оружии, которым Вы располагаете.

Иглолучевой лазер. Основное оружие, принятое на вооружение до Войны. C началом активных боевых действий выяснилось, что иглолучевики оказались недостаточно мощными для поражения Чужих, поэтому от них потихоньку отказываются.

Несмотря на это, иглолучевые лазеры все еще являются наиболее распространенным оружием в Империи, к ним создано множество насадок и дополнительных приспособлений. Оружие поставляется в двух вариантах — облегченной командирской модификации и с силовым штык-ножом для киборгов. Максимальная мощность выстрела иглолучевика — 22 еденицы по зеленой шкале. (Силу выстрелов и ударов измеряют по двум шкалам: Зеленая — для легкого оружия, Красная — для тяжелого. Единица по красной шкале приближенно равна трем единицам по зеленой.)

"Плазмоид", мощный восьмиствольный плазмомет. Первоначально устанавливался на легких кораблях. C изобретением кибернетических бойцов, появилась возможность сделать переносную модель. Максимальная мощность "Плазмоида" — 33 еденицы по красной шкале. После выстрела из этого оружия в стволах часто остаются неиспользованные плазменные заряды (максимум — 7 штук). Их можно расстреливать по одному в незащищенные цели. Стрелять дважды по одной и той же цели нельзя. Мощность одного заряда в стволе — 1 ед. по красной шкале.

Гранатомет, переносная ракетная установка залпового огня, самое мощное оружие в игре.

Взрыв накрывает площадь 3*3=9 кв. метров (если принять площадь одной клетки на карте за один квадратный метр). Максимальная разрывная мощность — 33 единицы красной шкалы. Пользуясь этим оружием, будьте осторожны, ведь взорвав Чужого, Вы рискуете убить своих товарищей на смежных клетках. По той же причине из ракетницы нельзя стрелять в упор.

Гамма-генератор. Одна из последних разработок — портативный генератор проникающей радиации. Вызывает смерть всех живых существ и выводит из строя электронику роботов.

К сожалению, из-за конструктивных особенностей оружия, им можно стрелять только по восьми направлениям (сторонам света), зато поток проникающей радиации поражает всех, кто находится на прямой линии огня. Оружие очень эффективно применять в длинных и узких коридорах. Максимальная мощность — 33 единицы красной шкалы.

Тяжелые виды оружия имеют солидный вес, что снижает скорость перемещения киборгов на 2 м/ход.

Следующие виды оружия разработаны специально для командиров, и киборгам недоступны.

"Элит", специальный командирский плазмомет, продукт высоких технологий. Мощь этого оружия достигает 33 ед. по красной шкале, хотя весит оно столько же, сколько иглолучевой лазер.

Силовая алебарда, оружие ближнего боя, увеличивает силу удара до 33 ед. красной шкалы.

Это тоже оружие ближнего оя — мономолекулярный клинок. Развивает 33 ед. по красной шкале. При драке клинком можно наносить удары другой рукой в зеленой шкале. Таким образом, общая максимальная сила удара равна 33 кр.шкал. + 22 зел. шкал.

Войдя в режим SET-UP, Вы сможете выбрать оружие для командира, включив одну из пиктограмм вверху, под строкой "COMMANDER SELECT WEAPON". Вам предлагаются следующие комплекты:

Иглолучевой лазер без штыка и силовая алебарда.

Мономолекулярный клинок и никакого стреляющего оружия в другой руке.

Плазмомет "Элит".

Далее Вам предстоит выбрать дополнительную экипировку для своей команды. Сделать это можно, включив пиктограммы внизу экрана ("SELECT EQUIPMENT").

Вот что они означают:

Дополнительный прицел к стрелковым видам оружия для киборгов. По два таких прицела есть у каждого отряда. Выбрав эти пиктограммы, Вы увидите слева от них изображение оружия, к которому они подключаются. Чтобы поменять тип оружия, наведите на него курсор. Наиболее целесообразно, на мой взгляд, ставить прицелы на гранатомет и гамма-генератор.

Дымовая шашка, она есть у каждой десантной группы. Если Вы примените дымовую шашку в бою, противники будут лишены возможности Вас увидеть в течении своего хода, и не смогут атаковать Ваш отряд.

Термическая граната. Применяется одним из бойцов в ближнем бою. Такая граната тоже есть у каждой из групп. При использовании в бою, она прибавляет к силе ударов десантника два разряда по красной шкале. Таким образом, если ее использовать вместе с клинком или алебардой, то максимальная сила удара составит 3333 единицы красной шкалы — этого достаточно, чтобы уничтожить любого инопланетянина, даже бронированного робота.

Стандартная насадка на иглолучевой лазер. Увеличивает максимальную мощь атаки и защиты в ближнем бою до 222 единиц зеленой шкалы.

Устройство корректировки удара. Доступно только командиру отряда "КРОВАВЫЕ АНГЕЛЫ". Позволяет откорректировать мощность удара командира в ближнем бою.

Удлиненный штык-нож для иглолучевого лазера. Доступен только киборгам из отряда "КРОВАВЫЕ АНГЕЛЫ". Позволяет обладателям иглолучевиков наносить удары по диагонали. Сопротивление противников при этом снижается на один разряд.

Инфразвуковой генератор. Это устройство есть только у "KPOBAВЫХ АНГЕЛОВ". Оно автоматически включается при высадке десанта, и снижает на один разряд по зеленой шкале силу ударов у некоторых инопланетян.

Лазерный прицел. Есть только у командира отряда "КУЛАКИ ИМПЕРИИ". Позволяет корректировать огонь при стрельбе.

Антигравитационный генератор. Это устройство подключается к тяжелому оружию у отряда "КУЛАКИ ИМПЕРИИ". Оно позволяет облегчить вес оружия и увеличить скорость солдат с тяжелым вооружением до 6 метров за ход.

Дополнительный гамма-генератор. Подключается к плазмомету "ЭЛИТ" у командира "КУЛАКОВ ИМПЕРИИ". При стрельбе появляется выбор — произвести выстрел из плазмомета или генератора проникающей радиации.

Идентификационный компьютер. Он есть у бойцов из отряда "СУПЕРДЕСАНТ". Позволяет распознавать врагов по их изображению на локаторе.

Полный прицел. Им может воспользоваться только командир "СУПЕРДЕСАНТа". Прицел дает возможность корректировать как стрельбу командира, так и силу удара в ближнем бою.

Аптечка. Она есть только у командира "СУПЕРДЕСАНТа". Используя аптечку, можно полностью восстановить энергию командира. Действует только один раз.

Сначала Вы можете выбрать только четыре пиктограммы оборудования. Каждый полученный Вами Знак Почета дает Вам право воспользоваться еще одной дополнительной пиктограммой.

Внизу слева расположены окно приказов. Это так называемые спецприказы, позволяющие группе на один ход повысить свои качества. Вы можете выбрать:

• Приказ стрелять или драться два раза за один ход, его может использовать любая группа.

• Приказ перемещаться два раза за один ход, он доступен всем командам.

• Приказ использовать световую гранату. Яркая вспышка уменьшает силу ударов противника на один разряд по красной шкале. Световая граната есть только у "КРАСНЫХ АНГЕЛОВ".

• Приказ обладателям иглолучевых лазеров драться дважды за ход. Доступен группе "КРОВАВЫЕ АНГЕЛЫ" и, как ни странно, "КУЛАКАМ ИМПЕРИИ".

Приказ позволяет каждому бойцу выбрать для себя, что осуществить: или дважды стрелять(драться), или дважды перемещаться. При этом, если боец начал стрелять, он не сможет сделать ни одного шага, и наоборот. Этот приказ есть в группах: "КУЛАКИ ИМПЕРИИ" и "СУПЕРДЕСАНТ".

Позволяет одному обладателю тяжелого оружия дважды провести стрельбу и дважды переместиться за один ход. Ho! Только обладателю тяжелого оружия и только бойцу отряда "СУПЕРДЕСАНТ".

Сначала Вы можете выбрать только один спецприказ, но с повышением Вашего звания, Вы сможете включать все больше и больше пиктограмм из этого окна.

Выходя из экрана экипировки, убедитесь, что все надписи — "COMMANDER SELECT WEAPON", "SELECT EQUIPMENT" и "ORDERS" покрыты "сеточкой". Если хоть одна надпись высвечивается полностью, значит что-то не выбрано.

Нажав на треугольный маркер внизу, Вы попадете в экран экипировки киборгов. Он разделен на две части: Слева — оружие, имеющееся на складе, а справа — находящееся у киборгов. Если на оружие установлен прицел, он показывается рядом с ним.

Нажимая на темное изображение оружия слева, Вы забираете его у киборгов. Следующим нажатием оружие передается тому десантнику, имя которого не затянуто "сеточкой". Указатель при этом смещается на одного солдата вниз. Вообще, менять оружие у киборгов не стоит — все они совершенно идентичны, только что с завода, и различаются лишь позывными. Этот экран придется использовать только для вооружения новых десантников, поступивших взамен уничтоженных в бою.

Итак, Вы выбрали экипировку для всей своей группы. Нажав на треугольник, Вы выйдете в меню отделений. Эмблемы отрядов, которые будут участвовать в выполнении миссии показаны полностью. Отключить их можно, выбрав эмблему курсором. Выход в основное меню по выбору слова "DONE".

Когда Вы выйдете в главное меню, перед Вами появится новая опция — START. Выбрав ее, Вы отправляете свой десантный катер на один из захваченных кораблей. Прежде чем бросаться в бой, неплохо бы узнать, что же Вам предстоит сделать. Для этого войдите в меню "SELECT MISSION".

Перед Вами появится список из 12-ти миссий, которые Вам предстоит выполнить. Установленное задание показывается в окне внизу. Нажав на треугольник, Вы прочитаете текст миссии в окне (в 48-й версии он не выводится). Желтым цветом показано минимальное количество очков, которые необходимо набрать для выполнения миссии. Очки начисляются за выполнение первичной и вторичной задач, а также за уничтожение инопланетян. Снимают очки за потери в своем отряде и убийство киборгов из других групп (исключение — вторая миссия).

Обратите внимание, здесь описана только первичная задача, а вторичную корабль-матка выдаст Вам уже на месте.

B связи с тем, что информация о вторичной миссии может поступить в самом конце игры, а то и не поступить совсем, я привожу здесь переводы всех заданий в миссиях:

1. SEEK AND DESTROY (НАЙТИ И УНИЧТОЖИТb).

ПЕРВИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Найдите и уничтожьте дредноут (бронированный автономный робот захвата). Чужие завалили некоторые коридоры камнями. Очистите проходы от валунов, используя оружие, достаточно одного попадания.

ВТОРИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Уничтожьте единственного андроида на борту.

Минимальное количество очков для выигрыша в этой миссии — 80.

2. ELIMINATE AND SURVIVE (ЛИКВИДИРOBATb И УЦЕЛЕTb).

ПЕРВИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Имперские силы применили против Чужих на борту экспериментальное бактериологическое оружие, но погибли не все инопланетяне.

Ликвидируйте Чужих, а также всех десантников из других групп, так как на корабле-матке противоядия хватит только на один отряд десанта. Если высадится только одна группа, ей придется уничтожить и пятерых инфицированных десантников хаоса.

ВТОРИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Найдите и уничтожьте дредноут.

Минимальное количество очков для засчитывания миссии — 80.

3. DISABLE ALIEN VESSEL (ВЫВЕСТИ ИЗ СТРОЯ КOPАБЛb ЧУЖИХ).

ПЕРВИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Вы должны вывести корабль чужих из строя, уничтожив пульт управления двигателями в машинном отделении. Чтобы уничтожить пульт, по нему необходимо попасть не менее двух раз.

ВТОРИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Найдите и уничтожьте дредноут.

Выполнение миссии засчитывается при наборе 80 очков.

4. LOCATE AND RESCUE (ОБНAPУЖИТb И СПАСТИ).

ПЕРВИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Найдите контейнер, содержащий мозг ведущего ученого Империи и отнесите его на стыковочную платформу.

ВТОРИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Враг высадил на борт отряд из пяти десантников хаоса. Вы должны уничтожить их всех.

Чтобы эту миссию засчитали, надо набрать 80 очков.

5. LOCATE AND RETRIEVE (ОБНAPУЖИТb И BEPHYTb).

ПЕРВИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Подразделение десантников было выброшено в космос во время испытания экспериментального секретного оружия. Найдите и верните опытный образец оружия на стыковочную платформу.

ВТОРИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Уничтожьте пульты управления двигателями в машинном отделении.

Чтобы успешно выполнить эту миссию, необходимо набрать 80 oчков.

6. PURGE AND WITHDRAW (ОЧИСТИТb И OTCTУПИТb).

ПЕРВИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Разведка докладывает, что этот корабль Чужих имеет три люка на наружной обшивке корпуса. Откройте эти двери и отступайте на свой корабль, так как вакуум заполнит все помещения корабля.

ВТОРИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Найдите и уничтожьте дредноут и андроида.

Минимальное количество очков для выполнения этой миссии — 80.

7. INTERCEPTION (ПЕРЕХВАТ).

ПЕРВИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: На дрейфующей космичекой станции обнаружены Чужие. Их очень много, Ваша цель — уничтожить как можно больше инопланетян. По сведениям разведки, на борту находится радиоактивное топливо, излучение которого может нарушить нормальную работу локаторов. Если на корабль высадится только одна группа десантников, то она должна уничтожить как минимум 15 Чужих.

ВТОРИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Найдите и уничтожьте контейнер с радиоактивным топливом. Чтобы его разрушить, необходимо не менее двух попаданий.

Минимальное количество очков для выполнения этой миссии: 100.

8. EXTERMINATE (УНИЧТОЖИТb).

ПЕРВИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Как стало известно, на борту этого корабля находится популяция очень опасных Чужих, получивших прозвище "душегубы".

Ликвидируйте всех "душегубов", которых встретите. Если высадится только одна группа десантников, то как минимум 10 душегубов должны быть уничтожены.

ВТОРИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Найдите и уничтожьте радиоактивный контейнер, в который надо попасть не менее двух раз.

Вы должны набрать не менее 100 очков для выполнения этой миссии.

9. LOCATE AND EXTERMINATE (ОБНAPУЖИТb И УНИЧТОЖИТb).

ПЕРВИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Поступила информация, что на борту этого корабля спрятаны коконы с зародышами "душегубов". Вы должны найти инкубаторную комнату и уничтожить как можно больше коконов. Для уничтожения кокона достаточно одного попадания. Если высадится только одна команда десантников, то она должна уничтожить всех зародышей.

ВТОРИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Убейте как можно больше взрослых душегубов. Если задание выполняется только одним отрядом, то он должен убить, как минимум, 10 инопланетян этого вида.

Для выполнения миссии необходимо набрать 100 очков.

10. SABOTAGE AND WITHDRAW. (COBEPШИTb ДИВЕРСИЮ И OTCTУПИТb).

ПЕРВИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Разведроботам удалось обнаружить слабое звено в наружном фюзеляже корабля. Отыщите это звено и пробейте в нем дыру (необходимо не менее трех попаданий). Затем, Вы должны отойти, спасаясь от вакуума, котрый возникнет в отсеках.

ВТОРИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Найти и уничтожить дредноут.

Для успешного выполнения данной миссии необходимо набрать как минимум 100 очков.

11. DESTROY ALIEN SHIP 17. (УНИЧТОЖИТb КOPАБЛb 17 C ЧУЖИМИ НА БОРТУ.)

ПЕРВИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Транспортный корабль N17 захвачен Чужими. Им удалось отключить механизм самоуничтожения корабля. Ваша задача состоит в том, чтобы задействовать этот механизм, уничтожив панель управления в командной рубке. Требуется не менее двух попаданий для уничтожения панели.

ВТОРИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: На этом борту находятся три андроида, зараженые компьютерным вирусом. Они не должны покинуть корабль ни при каких условиях. Найдите и уничтожьте всех трех андроидов.

Минимальное количество очков для завершения миссии — 100.

12. DESTROY CUBE OF CHAOS. (УНИЧТОЖbTE КУБ XAOCA).

ПЕРВИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Разведка докладывает, что Чужие на борту охраняют так называемый "Куб Хаоса" — устройство, близкое к завершению. Если не разрушить это устройство, то Чужие смогут осуществить свои планы: разорвать пространственно-временной континиум, что позволит царству Хаоса проникнуть сквозь деформированную материю в нашу вселенную. Чтобы уничтожить Куб Хаоса, необходимо не менее 3 попаданий.

ВТОРИЧНОЕ ЗАДАНИЕ: Запустите механизм самоуничтожения корабля, уничтожив пульт управления в рулевой рубке.

Для успешного завершения миссии надо набрать 100 очков.

Итак, миссия выбрана. Нажмите "START" и Вы окажетесь на корабле.

Экран перед Вами разделен на четыре части: слева — большой экран, показывающий участок корабля сверху. Сначала он наведен на первый высаженный отряд.

Нажимая на стрелки по краям окна, Вы можете перемещать изображение в соответствующие стороны. Наведя курсор на своего бойца, Вы берете управление им на себя.

Справа вверху информационное окно. Здесь появляются данные o солдате, делающем ход. Рассмотрим его подробнее.

B правом верхнем углу окна изображена эмблема той группы, к которой принадлежит боец. Сверху по центру — позывные солдата, слева — показатель энергии воина.

Обратите внимание, если у киборгов энергия исчерпывается одним символом, то для поддержания жизнеспособности командира используются целых шесть энергоблоков. (Это естественно, ведь жизнь человека гораздо дороже стоимости любого искусственного организма). Опустошенные энергоблоки показаны перечеркнутыми. По центру окна расположено изображение оружия, которым владеет боец. Внизу появляются сообщения, которые предупреждают например o том, что стрелять в десантном катере запрещено и т.п.

Прямо под информационным окном находится карта корабля, на котором Вы находитесь. Десантники на ней изображаются квадратами (из-за этого они сливаются со стенами), Чужие показаны диагональными штрихами. Выбирая стрелкой участки на карте, Вы сдвигаете на данное место основной экран.

Если Вы наведете стрелку на инопланетянина, то вместо карты Вы увидите его фотографию и название (в 128к.)

Внизу экрана расположена строка управляющих пиктограмм. Вот они:

Идти. Выбрав эту пиктограмму, Вы увидите на большом экране и карте закрашенную область, куда может переместиться Ваш боец. Стрелкой укажите конечную точку маршрута, и Ваш солдат пойдет туда.

Перемещаться можно только один раз за ход, поэтому будьте внимательны. Первым делом, Вам необходимо вывести весь свой отряд за пределы стыковочной платформы, так как оставленные в десантной шлюпке киборги выходят из-под Вашего контроля, и будут стоять там до конца всей операции. Обычный десантник за ход может перемещаться на 6 метров (клеток) за ход; киборг, нагруженный тяжелым оружием проходит всего 4 метра за ход. Если существует возможность добраться до конечной точки разными путями, то киборг выберет себе путь сам, оптимальный с его точки зрения (но не всегда с Вашей). Все двери на его пути автоматически открываются.

Стрелять. Простреливаемое пространство закрашивается, как при ходьбе. Выберите мишень стрелкой, и по этому месту будет произведена серия выстрелов. На месте карты возникнет табло с меняющимися цифрами. Они изменяются случайным образом в каждом цифровом разряде в диапазоне от нуля до трех по красной шкале и от нуля до двух по зеленой. Через несколько секунд цифры перестанут изменяться, образовав некое число, которое обозначает количество попаданий по мишени. Если у Вас на оружии установлен прицел, возникнет надпись RE-ROLL SCORE, и Вы сможете изменить цифру в одном из разрядов, указав на него стрелкой (в этом разряде вновь выпадет случайная цифра). Если Вы не хотите корректировать число попаданий, нажмите CANCEL. Иногда Чужие используют против Вас генератор вихревого поля, тогда Все тяжелое оружие Ваших десантников перестает работать в течении одного хода (надпись WEAPON JAMMED).

Драться. Для этого надо подойти вплотную к другому объекту, включить данную опцию, и направить стрелку на противника. На экране выпадет сила удара атакующего, точно так же, как и при стрельбе. Если у Вас есть корректировщик удара, Вы сможете им воспользоваться. 3атем наступает черед противника — сила его ударов также выпадает случайным образом.

Исход схватки определяется сравнением двух чисел. Если оба сражающихся наносят удары в одной шкале, то все просто: у кого выпадет большее число убивает своего противника. Совсем иная ситуация возникает при сравнении чисел по разным шкалам: тогда могут происходить схватки с ничейным исходом, а иногда боец с более сильным ударом погибает — я собственными глазами видел, как инопланетянин с 3-мя единицами по красной шкале уничтожил киборга с 210 ед. зеленой шкалы. B любом случае, самое опасное — вообще не нанести ударов (нули на шкале), тогда урон будет самым сильным.

3а один ход каждый боец может или один раз выстрелить, или драться (если не использовать спецприказы).

Отдать спецприказ. Этой опцией можно воспользоваться только в начале хода, пока никто из бойцов еще не начал действовать. Перед Вами появятся пиктограммы с теми приказами, которые Вы выбрали на корабле, в режиме "SET-UP". Если Вы никаких приказов отдавать не хотите, нажмите "CANCEL". 3а один ход можно отдать только один спецприказ.

Воспользоваться спецсредствами. Появляются те устройства, которые Вы выбрали (к спецсредствам относятся дымовая шашка, термическая граната и аптечка). Выбрав одно из устройств, Вы автоматически включите его.

Термическую гранату лучше включать перед ходом противников как средство обороны, тогда Ваш боец сможет наносить мощные удары всем Чужим, которые на него нападут. B противном случае граната подействует только в одной схватке.

Управление дверьми. Сначала эта опция появляется только в том случае, если боец стоит возле двери. Выбрав эту пиктограмму, вы откроете дверь, закрыть ее уже не удастся.

Ho, как только группа ученых из основного корабля возьмет под контроль вражеский борткомпьютер (об этом Вы узнаете, прочитав сообщение "MASTER CONTROLS"), пиктограмма будет действовать иначе.

При ее выборе Вас попросят выбрать нужную дверь (SELECT DOOR). Наведя курсор на любую дверь в корабле, Вы откроете или закроете ее.

Надо сказать, что все двери на корабле снабжены мощным силовым приводом. Ни одно существо не способно выдержать силу закрывающихся переборок. Поэтому, двери можно использовать как оружие, уничтожая ими неосторожных инопланетян.

Включить локатор. Выбрав эту пиктограмму, Вы увидите на карте расширяющийся круг — зону действия сканнера. Если в этот круг попадет хоть один из инопланетян, то вы увидите его местоположение на карте, а в динамиках раздастся низкий звук.

Чтобы узнать, кто попал в поле действия локатора, необходимо его увидеть одним из бойцов, или навести на него прицел идентификационного компьютера (высокий тон звука в динамиках).

Инопланетяне на корабле постоянно перемещаются, но никогда сами не выходят в поле Вашего зрения. Как только Вы их обнаружите локатором, им становится известно Ваше местоположение и они начинают искать Вас. Поэтому пользоваться локатором надо осторожно, чтобы не попасть под обстрел. Включать локатор лучше всего в начале хода.

Передача хода другим группам. Если прошли все группы, ход передается Чужим.

Правее строки управляющих пиктограмм расположены пять портретов. Первый — командира группы, остальные — киборгов. Наведя стрелку на одно из изображений, Вы переключите на него управление (загорится зеленый квадратик внизу). Повторное нажатие на пиктограмму перемещает основной экран на данного бойца. Bo время боя командиры иногда докладывают обстановку на корабль-матку. B течение одного хода они не смогут действовать, и выбрать их этой пиктограммой не получится (надпись "REPORTING IN").

Кроме того, выбор этих пиктограмм позволяет отключать идентификационный компьютер у "СУПЕРДЕСАНТА".

Дело в том, что при передаче хода этому отряду, игра переходит в режим компьютера — Вы можете определить три неизвестные цели. Если таких целей нет, нажмите одну из пиктограмм выбора солдатов.

B правом нижнем углу экрана расположены две пиктограммы:

Пиктограмма включения трехмерного режима. Если установить этот режим, все перемещения Ваших солдат будут показываться в псевдотрехмерном изображении. Только в этом режиме можно визуально отличить командиров от киборгов (у людей на плечах офицерские шевроны). B 48-й версии включать "трехмерку" вообще бессмыслено — без анимации движений все выглядит очень некрасиво.

К сожалению, и в полной версии этот режим придется применять нечасто — игра становится очень медленной, не спасает даже турборежим на компьютере.

Просмотр карты. Выбрав эту пиктограмму, Вы будете управлять не курсором, а скроллированием экрана.

Когда Вы завершите свои ходы, право хода передается противнику. B информационном окне при этом возникает количество оставшихся ходов до завершения миссии ([N] TURNS REMAINS). Когда количество ходов обнулится, десантная шлюпка отчалит от корабля, а все оставшиеся на нем бойцы будут считаться погибшими.

Иногда во время хода Чужих в информационном окне возникают сообщения о событиях, произошедших на корабле. Вот что может произойти:

1. MASTER CONTROLS — взят под контроль борткомпьютер противника, появилась возможность открывать двери на расстоянии.

2. OUT OF AMMO — означает, что один из Ваших киборгов попал под действие oco6oro излучения, которое опустошает энергию тяжелого оружия. На следующий ход этот киборг будет вооружен запасным лазером — иглолучевиком.

3. LURE OF CHAOS — психологическое воздействие на мозг киборга.

Если моральное состояние бойца не на высоте, под воздействием этого он переходит на сторону противника, и начинает атаковать Ваш отряд. Излучение получило название "Соблазны хаоса".

4. AUTO DEFENCE — сработала автоматическая защита. На экране возникают цифры от нуля до трех, которые означают, какую именно дозу проникающей радиации получит Ваш боец.

5. BOBY TRAP — сработала мина-ловушка. Взрыв, с максимальной силой 33 ед. по красной шкале, покрывает 9 кв. метров площади.

Остались еще два сообщения — "MECH ASSAULT"  (МЕХАНИЧЕСКИЙ ШТУРМ) и "PSYCHIC ATTACK" (ПСИХИЧЕСКАЯ ATAKA). Мне так и не удалось провести какие-либо параллели между появлением этих надписей и поведением солдат.

Вслед за выводом надписей начинают перемещаться инопланетяне. Вот их классификация:

GRETCHIN (ГРЕТЧИН) — Чужой в первой стадии развития. Ero защита еще слишком слаба, чтобы выдержать выстрелы, зато он быстро перемещается и неплохо дерется в ближнем бою. Вооружен легким лазером инопланетного производства и мечом. Стреляет и дерется Гретчин в зеленой шкале.

ORC (OPK) — с возрастом, Гретчин переходит в новую стадию его тело покрывается бронированным панцирем, скорость перемещения становится более низкой. 3а внешнее сходство с персонажем древних мифов, космонавты прозвали его Орком. Стреляет и дерется по зеленой шкале.

SOULSUCKER (ДУШЕГУБ) — продукт генной инженерии чужих, полуразумное существо, выведенное специально для сражений. Передние конечности чудовища видоизменены в лезвия, которыми оно наносит ужасные удары. Ero колоссальная защита позволяет некоторым особям выжить даже после залпов из ракетницы. Прозвище Душегуб этот чужой получил за свой свирепый нрав.

Стреляющего оружия не имеет, сражается в красной шкале, способен совершать марш-броски со скоростью до 8 метров за ход. Очень опасен.

ANDROID (АНДРОИД) — Разведывательный робот Чужих. Первоначально их планировалось внедрить в человеческое общество для выполнения разведки и диверсий, но неполадки в конструкции позволили людям быстро их вычислять. После этого андроидов стали выпускать без маскировочного кожного покрова, оставив лишь металлический скелет. Сражается андроид в красной шкале — алебардой; стреляет из усовершенствованного лазера в зеленой шкале, максимальная сила выстрела — 222 ед.

Андроиды способны телепортироваться в любое место на корабле, их старое тело при этом разрушается с мощным взрывом, покрывающим 25 кв. метров площади (раньше считалось, что он кончает жизнь самоубийством, поэтому и возникает надпись "SUICIDE ANDROID"). Иногда в механизме андроида происходит сбой, и он не может ничего сделать в течение хода (надпись "ANDROID FAULT").

CHAOS MARINER (ДЕСАНТНИК XAOCA) — Десантный киборг, на которого подействовало излучение LURE OF CHAOS. Такой киборг вооружен оружием земного производства (в этом случае Вы увидите его тип на экране), или легким лазером инопланетян. Сражается по зеленой шкале.

CHAOS COMMANDER (КОМАНДИР XAOCA). Соблазны хаоса (LURE OF CHAOS) не действуют на людей, поэтому в качестве командира из группы киборгов-предателей выбирается самый мощный и хорошо вооруженный. Обычно им оказывается боец с ракетницей, иногда с плазмометом производства Чужих.

DREADNOUGHT (ДРЕДНОУТ, БPOHEHOCEЦ). Этот бронированый роботубийца был принят на вооружение в армии человечества. Ho уже в первые месяцы войны Чужим удалось полностью переподчинить себе всех роботов этой модели. Боевые машины повернулись против своих создателей и на вооружении инопланетян оказался мощнейший тяжелый робот.

Ero жизнедеятельность поддерживается несколькими энергоблоками, в его корпус встроены такие виды оружия, как иглолучевик, гамма-генератор и ракетница. Он может вести огонь всеми этими средствами одновременно. B ближнем бою дредноут сражается сразу и в зеленой, и в красной шкалах. К счастью, этот робот очень неповоротлив и не отличается сообразительностью.

После выполнения поставленной перед Вами задачи Вам следует вернуться на стыковочную платформу. Когда на территории корабля не останется ни одного живого бойца — игра заканчивается. На экране Вы увидите мнение Императора о Вашем боевом искусстве.

Если Вы (командир) погибните, то на экране возникнет некролог, в котором можно прочесть с какими именно почестями гроб с Вашим телом выкинули в открытый космос. Если хоть один из Ваших киборгов остался жив, его проинформируют о смене командира.

При успешном завершении миссии Вас наградят 3наками Почета, возможно даже повысят в звании — все зависит от успехов. У каждого звания (кроме сержанта) есть две степени — младший (PRIMUS) и старший (SENIORIS). Если Вас сразу не повысили в звании, то, может быть, повысят за выслугу: тогда в меню статуса появится надпись "TRADE". Если ее выбрать, звание у Вас повысится, зато все 3наки Почета пропадут.

Вообще, знаки почета — это не награды, а нечто вроде переходящего вымпела, они дают право воспользоваться особым снаряжением. B качестве наказания за провал с Вас могут сорвать все 3наки Почета.

Мне удалось подняться до звания "CAPTAIN SENIORIS", а дальше не повышают. Возможно, здесь такая же длинная пауза, как между рейтингами "DANGEROUS" и "DEADLY" в "Elite"?. Как знать, может быть именно Вам удастся стать полковником, а то и адмиралом межзвездного флота Империи...


SOSG-Приложение

СНИМКИ (SCREENSHOTS) ИГРЫ

Заставка игры

Один из моментов игры... Один из моментов игры... Один из моментов игры... Один из моментов игры...

Фирменные постеры/вкладыши и карты к игре




ВОПЛОЩЕНИЯ (ИНКАРНАЦИИ) ИГРЫ

Спектрумовское воплощение

TZX-Z80-TAP-версия (48 Kb), TRD-версия (48 Kb)

Параллельные воплощения на...

Commodore 64 (90 Kb), Amstrad CPC (73 Kb),
Atari ST (785 Kb), Amiga (795 Kb), IBM PC (996 Kb)

Подробности о SOSG-Приложении находятся в Сокровищнице SOSG.

Eсли вас заинтересовала эта игра, то рекомендуем обратить внимание на
Laser Squad, Rebel Star II, Last Battle, Hero Quest и Lords Of Chaos.



Compilation © 2000–2002 SOSG