WELCOME TO THE ZX-NEWS SITE!

© Андрей Школьников, 1997
® ZX-Ревю #11–12/97
© SOSG, compilation

KILLED UNTIL DEAD
US Gold, 1986

— Одно ясно: кто-то кого-то здесь убил... А, впрочем, может и нет...

Л. Кэрролл. "Алиса в Зазеркалье"

— Как — кто убил? Вы и убили-с.


Ф. М. Достоевский. "Преступление и наказание"

 Я 
всегда считал, что отыскивать и вытаскивать "за ушко на солнышко" старые, но незаслуженно обойденные вниманием игры дело нужное и благородное. Недаром Хайнлайн как-то сказал, что самая важная профессия — это библиотекарь. Ведь так много игр, даже и не столь древних, прозябают в безвестности, хотя безусловно заслуживают лучшей доли.

Конечно, если кто-то скажет Вам, что все гениальные игры написаны до 90-го — плюньте ему в глаза и загрузите "Space Crusade". Но так ли далеко от истины утверждение, что многие шедевры слегка запылились?

Вообще-то в этом еще нет ничего трагичного. Возьмем хоть "Laser Squad" или даже (маэстро, туш!) саму великую "Elite". Прелесть новизны в обоих случаях давно приказала долго жить, хоть и воскресает временами с появлением новых версий. Ну и что? Обе игры по-прежнему любимы народом, во всех галактиках армадами летают искатели Раккслы, а бедного Регникса убивают даже чаще, чем Дункана Мак Клауда. Да так и должно быть. Может быть, это и есть признак хорошей игры — она никогда не надоест насовсем; к ней возвращаешься снова и снова.

Намного хуже, если хорошая игра по каким-то причинам осталась "за кадром". Причин может быть сколько угодно — сложность управления, плохой взлом, много английского... Или просто редкость, когда все знают или хотя бы слышали о программе, но ни у кого ее нет — как было с "Swords & Sorcery" и есть по сей день с "Gates of Assenot" или "Little Computer People".

Вот и на этот раз пора слегка вытереть пыль. Игра, о которой пойдет речь, написана аж в 1986-м. Называется она "Killed Until Dead" (ближайший русский аналог, который приходит мне в голову, — это название детективного романа "Смертельное убийство"). Понятно, что и сама игра с таким названием должна быть необычной, интересной и, главное, веселой. Тем не менее, хотя "Killed Until Dead" не так уж редко встречается, для многих синклеристов она остается "вещью в себе". Такой недостаток внимания, по-моему, совершенно незаслужен; пора положить ему конец.

В чем же причина такого невнимания? Человек, поигравший пару минут, не колеблясь ответит: в языке, и будет долго жаловаться на засилье текстов, причем зачастую даже не на английском, а на американском (впрочем, говорят, эти два языка происходят от общего корня). Но Вы этому человеку не верьте. Конечно, на этапе ознакомления пару раз заглянуть в словарь, может, и придется. Но когда Вы чуть-чуть освоитесь с программой, привыкнете к расхожим выражениям и хоть в общих чертах будете представлять, что в данный момент происходит, то можете смело Ваш словарь выкидывать: практически все будет понятно и так. Хотя лучше все-таки оставьте его — он еще Вам пригодится для перевода в изобилии рассыпанных по игре шуток и каламбуров.

Однако, уж пугать так пугать. Язык — не единственная трудность в "Killed". Хотя все меню в игре просты и предельно понятны, в технике ведения допроса, например, без... э-э... инструкции разобраться нелегко. Вкупе с языковыми проблемами эти мелочи образуют психологический барьер, который, надо полагать, и помешал прекрасной, по-настоящему классической игре завоевать массы.

Преодолению этого барьера и посвящено данное описание. Я по мере сил попытался помочь Вам освоить эту замечательную игру. А освоившись с правилами расследования в "Killed" и вжившись в нее, Вы сможете сосредоточиться на раскрывании преступлений основной цели "Killed". И пусть трепещут убийцы — великий детектив вышел на охоту!

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Итак, в "Killed" Вы оказываетесь в небольшом, вероятно, английском, отельчике вместе с веселой компанией... Попробуйте-ка сформулировать — компанией кого? Это не то чтобы знаменитые детективы, хотя и очень близко к этому; скорее, они... Впрочем, лучше представлю Вам всю компанию по порядку. И не удивляйтесь, что я обращу такое внимание на убийственные наклонности почтенной старушки-писательницы или британского лорда. В игре Вам придется столкнуться именно с этой стороной их деятельности. А теперь приступим к церемонии знакомства.

Во-первых, позвольте представить Вам мисс Агату Мэйпоул (Agatha Maypole) — почтенную старую деву, нечто среднее между мисс Марпл и ее создательницей Агатой Кристи. У мисс Агаты явно было бурное прошлое: в ее досье говорится, что она хромает из-за старого шрапнельного ранения и носит одежду из пуленепробиваемого твида. Однако, с годами (кстати, судя все по тому же досье, Агата родилась в возрасте 41 года) она остепенилась, выбрав карьеру писательницы. Мисс Агата — автор 1086 романов; при этом один роман она по рассеянности написала дважды. У Агаты нет "преступной специальности" — убивает она по любым мотивам. Конечно, как порядочная викторианская леди, она предпочитает яд; но вообще-то владеет таким набором разных смертоубийственных орудий, которого не постыдился бы и матерый ниндзя; в этот набор входит даже бензопила!

Вторая женщина в компании намного загадочнее. Она настолько таинственна, что у нее, единственной из всех пятерых, я не знаю литературного прототипа. Это Клавдия фон Бюлов (Claudia von Bulow) — роковая женщина, почетная председательница Американского общества вдов, автор книги "Как похоронить миллионера" и обладательница татуировки, которую она сама никогда не видела. Клавдия разводит своих тезок — пауков "черная вдова". Любимый ее фильм—"Невеста была в черном". А в одном из дел Клавдия, в очередной раз собираясь замуж, и сама приготовила черное подвенечное платье. Между прочим, Клавдия входила в десятку лучше всех одетых за 83-й год и в десятку хуже всех одетых — за 84-й год.

Специальность Клавдии в игре — "любовные убийства", в которые она впутывается постоянно. Только изредка Клавдия отдыхает от своей основной профессии, развлекаясь шантажом.

Переходим теперь к мужской половине (вернее, трем пятым) нашей компании. Кто же из них первым бросается в глаза? Конечно, это Сидней Минстрит (Sydney Meanstreet); его прототип—Ниро Вульф из романов Рекса Стаута. А что касается его имени, то в одном рассказике Микки Спиллейна некий злодей усмехался "как Сидней Гринстрит (Sydney Greenstreet) в фильмах с Хамфри Богартом". Что это за Гринстрит, актер он или персонаж — понятия не имею. Если кто о нем знает (а равно и о Клавдии) — очень прошу поделиться.

А наш Сидней, как и Ниро Вульф, — гурман; он обладает редкостной толщиной и прожорливостью. Последний раз он видел свои ноги в 49-м году; а за год до этого, в 48-м, Сидней стал победителем чемпионата мира по поеданию моллюсков, каковое звание и удерживал до 82-го года. Сидней держит 38 сиамских кошек, разводит и поедает редкие орхидеи. Его постоянно мучает страх не пройти в дверь; он ни разу не был в телефонной будке. Не чужд Сидней и изящным искусствам: он обожает оперу, балет и борьбу в грязи.

Специальность Сиднея — "пищевые" преступления; за одно из них он даже заработал прозвище "cereal killer", что значит "овсяночный убийца", но произносится почти так же, как "серийный" (serial), то есть попросту маньяк. Но все-таки хорошее пищевое убийство удается редко — нелегко подобрать мотив. Поэтому часто Сиднею оказывается нечего делать, и тогда друзья по мере сил развлекают его, пытаясь убить.

Следующий на очереди — аристократ — лорд Питер Флимси (Peter Flimsey). Его прототип, конечно, — это лорд Питер Уимзи — создание Дороти Сейерс. Питер Уимзи расследовал преступления в тридцатых годах и уже тогда был мило старомодным. А вот Флимси... В общем, он называет Америку "колониями". 97 процентов поверхности тела его лордства никогда не были открыты солнечному свету. Тем не менее, Питер — парень не промах; как-то он даже пришел двенадцатым на скачках в 1979-м; а вот его лошадь в тот раз пришла только двадцать первой. Питер носит швейцарский армейский нож, купленный на распродаже военных излишков; он действительно предпочитает убивать ножом, но не слишком-то доверяйте этой записи в досье (как, впрочем, и всем остальным).

И, наконец, крутой парень — Майк Стаммер (Mike Stammer). Его прототип — Майк Хаммер из романов Микки Спиллейна. Стаммер в свое время был выгнан из бойскаутов, неизвестно, правда, за что. Майк занимается спортом — каждое утро он проходит милю, чтобы купить "Кэмел". Его хобби — чистка оружия; спит Майк хотя и при свете, так как боится темноты, зато в шляпе. И однако, при таких-то мужественных наклонностях, Майк специализируется на мелком шантаже и флирте с горничными, за что его регулярно убивает ревнивая Клавдия.

Вот с какими яркими личностями Вы оказались в одной компании. Но не смущайтесь — в известности Вы им не уступите, ибо в этой игре Вы — сам Шерлок Холмс! (Правда, Майк иногда обращается к Вам "Эркюль". Но это он, конечно, издевается.)

НАЧАЛО ИГРЫ

Всего в игре четыре уровня, различающиеся (и очень значительно!) по сложности замышляемых преступлений. Самый первый уровень, называющийся "Элементарно, дорогой Ватсон" ("Elementary, my dear Watson"), вполне оправдывает свое название. Конечно, без одного-двух ложных путей дело не обойдется, но по крайней мере несложно работать со свидетелями. Тут правила очень четкие: задумывается всегда одно убийство; жертва ни о чем таком и понятия не имеет (кстати, это правило выполняется практически всегда и на высших уровнях — жертва ничего не знает об охоте на себя, хотя может знать о других готовящихся убийствах, если таковые есть); зато все остальные, включая, конечно, и убийцу, знают все, хотя и не торопятся делиться с Вами своими знаниями.

Сами правила ведения допроса (о которых речь ниже) едины для всех уровней. Но на высших уровнях существенно усложняется работа со свидетелями, так как может замышляться сразу несколько преступлений, и не каждый Ваш собеседник в курсе всех новостей. Поэтому для простоты я буду описывать все ведение расследования для первого уровня, а об отличиях высших уровней мы поговорим отдельно.

Начиная игру, Вы видите Ваш рабочий стол, на котором стоит телефон (вернее, видеотелефон — удобная штука), лежат досье на всех пятерых героев (files) и бумаги для записи результатов Ваших расследований (notes), а слева что-то пока непонятное скрывается под надписью "Surveillance". Двигая по столу рукой (которая передвигается при помощи правого синклер-джойстика), Вы выбираете, чем воспользоваться.

Бумаги пока, конечно, пусты — ведь расследование только начинается. Зато досье стоит почитать — по делу там обычно мало чего (хотя и бывает), зато можно посмеяться. А отхохотавшись, обратите внимание на "Surveillance" — "Наблюдение". Под этим названием стыдливо прячутся "особые" методы расследования — тайные обыски комнат (break-in), мониторирование (monitor) и запись со скрытых видеокамер (tape). Полезный совет: каждое дело по возможности начинайте с повальных обысков. Монитор позволит Вам только определить, кто где находится, и подслушать разговоры. Но мелкие улики Вы так не разглядите — тут нужно личное присутствие.

Выбрав "surveillance", а в нем — опцию "break-in", Вы выбираете, чью дверь хотите тихо взломать. Если в комнате кто-то есть, ничего не получится: ждите, пока хозяин выйдет. Но если комната пуста, смело приступайте ко взлому.

Сам взлом происходит так: Вам предлагают вопрос из криминальной либо детективной области и четыре варианта ответов. Выбирайте правильный — и доступ открыт! Конечно, часто с первого раза угадать не удастся; это значит, что Вы нечаянно произвели шум, и гостиничный детектив пришел посмотреть, что происходит. Вам удалось благополучно скрыться; однако, потревоженный детектив, хотя и не заметил ничего подозрительного, на всякий случай еще десять минут простоит у двери, прежде чем уйти. Выждите — и смело повторяйте попытку, благо и вопрос, и ответы предлагают все те же.

Примерно в половине случаев правильный выбор сделать легко: ну кто же не знает, что старшего брата Шерлока Холмса звали Майкрофт; или что Эркюль Пуаро родился в Бельгии, а не в Греции, не в Брайтоне и не в такси? Ответы на другую половину вопросов Вам придется угадывать, хотя часто один-два заведомо неправильных ответа легко отбросить: например, ясно, что "порошок наследников" — это не тальк и вряд ли кокаин; остается только выбрать между мышьяком и кураре. Впрочем, излишне доверчивых взломщиков ожидает ловушка: нередко правильным оказывается самый неправдоподобный ответ.

Но вот так или иначе Вы побывали во всех пяти комнатах; кстати, не надо записывать все обнаруженные улики — они автоматически заносятся в Ваши бумаги, так же, как и результаты допросов, подслушивания и т.д. Кратко опишу назначение разделов в этих записях.

ВАШИ ЗАПИСИ

1) Phone notes — запись "исходящих" телефонных звонков, то есть допросов. Ненужные записи можно стирать (delete), а нужные—сортировать (sort) по источнику информации, предполагаемому убийце, жертве и так далее. При этом выделены цветом редкие удачи допросов — утвердительные высказывания. Но о технике ведения допроса мы поговорим чуть позже.

2) Break-in notes — записи улик, обнаруженных при взломе. Эти улики необходимы, чтобы узнать, кто, когда, где и с кем собирается встречаться; чтобы "раскалывать" допрашиваемых; ну и, конечно, чтобы понять, какое, собственно, злодейство назревает. Впрочем, тут важнее следующий раздел.

3) Monitor notes — подслушанные разговоры. Самая важная штука для выяснения мотива преступления. Подслушивать со всей техникой, которая имеется в Вашем распоряжении, нетрудно: выбираете в "Surveillance" опцию "Monitor", комнату для прослушивания—и вперед! Можно даже включить на запись скрытые видеокамеры, чтобы, заболтавшись с подозреваемыми, не пропустить важную встречу. Хотя вообще-то эти камеры — излишество. Все подслушанное аккуратно заносится в Ваши бумаги.

4) Call notes — "входящие" звонки, то есть то, что Ваши приятели соизволят сообщить Вам сами. Иногда при этом они отключают экран; тогда звонок записывается как анонимный. Они могут звонить, чтобы напомнить Вам заглянуть в досье, поделиться какимито замеченными странностями или даже (редкая удача!) рассказать о намеченной встрече, о которой Вы не узнали после взлома. При этом добровольные информаторы весьма настойчивы: они не кладут трубку, пытаясь Вам дозвониться, в течение получаса. (Вообще в "Killed" полчаса—как бы единица времени: например, ровно столько длится каждая встреча) Если Вы заняты анализом записей, подслушиванием или просто размышляете, сидя за столом, то услышите довольно противный телефонный звонок. Но если Вы все эти полчаса проговорили по телефону, тогда, конечно, никакого звонка не будет. Поэтому совет: каждые игровых полчаса проверяйте, не хотят ли Вам сообщить, что "Питер сегодня тренировался в тире".

ДОПРОС

Однако пока все разделы Ваших записей, кроме "break-in" и, может быть, одного-двух звонков в "call", пусты. Что ж, займемся их заполнением. Запомните время и место всех намеченных встреч, о которых узнали — по своему опыту знаю, как легко их пропустить. А чтобы скрасить ожидание, поразвлекайтесь допросами.

Спешу Вас разочаровать — "тиски, клещи, иглы подноготные, рукавицы железные нагревательные, сапоги свинчивающиеся деревянные, трубки для воды бамбуковые с медными воронками чревонаполнительные" и другие необходимые при допросах предметы использовать не придется. Все Ваши новые друзья (даже Стаммер) люди цивилизованные; с подслушиванием они еще мирятся, но допросов с пристрастием не потерпят. Придется поработать в роли модема выкачивать полезную информацию по телефону.

Когда Вы в первый (в данном деле) раз звоните кому-то из пятерки, Вам необходимо расположить его или ее к себе, создать атмосферу доверия. И лучший способ этого добиться — намекнуть, что Вы знаете о собеседнике чтонибудь этакое. Тут-то Вам и пригодяться улики, найденные при взломе: на выбор Вам предлагаются четыре фразы. Одна и только одна из них содержит что-то, замеченное Вами во время обыска, а три остальные — ложные. Конечно, трудно удержаться, чтобы не спросить, к примеру, Агату, армирует ли она свое белье или действительно ли у нее в ванной в трубе живет пиранья. Но если выбрана неверная фраза, то собеседник отвечает "Это все только догадки, Холмс" и вешает трубку. Если помните, Шерлок Холмс говорил: "Я никогда не гадаю. Вредная привычка — плохо действует на способность логически мыслить". Не пренебрегайте советом великого детектива!

Но если Вы выбрали правильную фразу, то Ваш собеседник, меняясь в лице, наивно спрашивает: "Вы что, шпионили за мной?", и Вам предлагаются на выбор два дебюта, задающие тон всему разговору. Это "У меня есть к вам несколько вопросов" и "Я обвиняю вас". Второе начало пока Вам не понадобится — его Вы используете только один раз, в самом конце. Так что выбирайте первое и начинайте допрос.

В Вашем распоряжении оказываются четыре типа вопросов: "кто?", "кого?", "чем?" и "где?". Вопросы "Не Вы ли убийца? " и "Не Вас ли собираются убить?" считаются невежливыми; все остальное допустимо. Однако на большинство вопросов Вам выдадут только так называемую отрицательную условную связку. Проще говоря, на вопрос "Может ли Питер быть убийцей? " Вы вполне можете получить ценную информацию "Если Питер замыслил убийство, то он не будет использовать яд", да еще в сопровождении снисходительного "Ладно уж, подскажу" (так говорит Сидней). Конечно, и такие ответы могут помочь, но ведь возможных вариантов так много...

Но не отчаивайтесь — на самом деле разузнавать нужную информацию очень просто. Попробуйте, к примеру, задать кому-нибудь вопросы обо всех пяти возможных орудиях убийства — ноже, револьвере, яде, бомбе и цепной пиле — по очереди. Для этого, правда, придется позвонить дважды, так как за один разговор Вы можете задать только четыре (опять четыре!) вопроса. Так вот, если Ваш собеседник — не жертва (жертва, как Вы помните, ничего о готовящемся преступлении не знает), то после одного из вопросов его лицо исказится; кроме того, изменится и к тому же будет напечатана другим цветом вступительная фраза ответа. Это верный признак — Вы на правильном пути. Тем оружием, о котором Вы спрашивали, и будет совершено убийство. Разумеется, такая же реакция последует, если Вы зададите правильный вопрос об убийце, жертве или месте преступления. В "Phone notes" у всех правильных вопросов выделен цветом источник информации (source).

Однако, сам ответ опять будет отрицательным. Чтобы добиться положительных сведений (типа "Если убийца — Агата, то она использует яд"), Вы должны задать подряд три правильных вопроса; на третий и будет дан искомый ответ. В "Phone notes" у положительных ответов выделен цветом не только источник (так как они, естественно, правильные), но и все остальное.

Все это с непривычки, конечно, звучит ужасно запутанно. Но не пугайтесь: задавать правильные вопросы совсем не сложно. Обычно, особенно на первом уровне, Вы узнаете что-нибудь, чаще всего об оружии, из обысков комнат. Ну, например, у Сиднея в номере лежит потрепанная книга "Справочник анархиста". Бывает и так, что ктонибудь позвонит и скажет: "Я видел, как Питер сегодня тренировался в тире". А подслушав несколько разговоров, Вы сможете прикинуть, кто может быть убийцей, а кто жертвой.

На мой взгляд, самое трудное в этом деле—вычислить место преступления, тем более что возможных мест целых девять! Мне обычно приходится пренебрегать заветом Холмса и использовать прямой перебор. Конечно, перебор может пригодиться и в остальных случаях. А выяснив все, Вы наверняка не откажете себе в удовольствии еще раз всех обзвонить и задать подряд четыре правильных вопроса, чтобы посмотреть, как меняется лицо Вашего собеседника и его восклицания.

ОБВИНЕНИЕ

Но так или иначе, а Вы вытрясли душу из всех подозреваемых и добыли необходимые сведения. Поскольку пока речь о первом уровне, то все известно точно: Вам не приходится мучительно гадать, какое же из задуманных убийств должно свершиться в полночь (совсем забыл упомянуть — убийства в "Killed" всегда планируются на полночь — час призраков!). Вы совершенно определенно знаете, кто и какое злодейство затеял. Пора переходить к решающей фазе — задержанию.

И однако же... Да, Вы уже многое выяснили; но главный вопрос все еще не прозвучал. Конечно, Вы понимаете — это вопрос "почему?".

Так что перед тем, как произнести сакраментальное "все, что Вы скажете, может быть использовано против Вас", еще раз внимательно пройдитесь по своим записям: результатам обысков, звонкам добровольных информаторов и особенно — по подслушанным разговорам. Теперь, когда Вы знаете, кто убийца и кто жертва, Вам необходимо понять мотив убийства. А он почти никогда не очевиден даже на первом уровне!

А догадавшись о мотиве (или, что лично у меня было чаще, заготовив три-четыре предположения, каждое из которых, как назло, объясняет только один факт и начисто игнорирует остальные), звоните убийце и выбирайте второе начало — "Я обвиняю вас". Ваш собеседник, конечно, переспросит, не ошиблись ли Вы, к примеру, номером; после чего Вам придется сказать, кого, где и чем, по Вашему мнению, он или она собирается убить.

Предположим, произошло невероятное и Вы оказались правы. Вот тогда-то и всплывает вопрос о мотиве. Загорается "шапка": "and it's all because" ("и все это потому, что"), а под ней — четыре варианта мотивов. Как и в настоящем детективе, часто развязка останется тайной до самого конца: вполне вероятно, что, узнав возможные мотивы, вернее, один из них, Вы хлопнете себя по лбу и воскликнете "Так вот почему!". Впрочем, на первом, да и на втором уровне обычно удается вычислить мотив и заранее.

Любая ошибка при разоблачении приводит к весьма трагичным последствиям: Ваш собеседник пророчески замечает "Вам никогда не удастся выжить, работая детективом", и действительность тут же подтверждает его слова самым неприятным образом. После этого Вам предлагают на выбор: "переиграть" то же дело (вся информация о нем уже есть в памяти, и дисковод жужжать не будет) или начать новое.

А вот если Вы обличили кого надо и в чем надо, то получите куда более интересное предложение, а именно: "Хотели бы Вы узнать разгадку тайны? " Видимо, этот вопрос предусмотрен на случай, если Вы слишком часто в расследовании действовали наугад, и теперь хотите просмотреть дело еще раз и спокойно вчитаться в разговоры, пытаясь логически вычислить уже известный ответ. Но если Вы думаете, что ничего нового это расследование уже не обещает, — выбирайте ответ "Yes"; Вы прочитаете короткую историю об уже разгаданном преступлении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочу упомянуть еще вот о чем: чем выше уровень, тем головоломней задачки. Уже на втором уровне сплошь и рядом задумываются сразу два преступления (независимых или "встречных"), и кое-кто из свидетелей знает об обоих, кое-кто — только об одном, а остальные трогательно невежественны. Так что даже когда Вы распутаете этот клубок, Вам предстоит понять, какое же из преступлений все-таки реализуется в полночь. Могу посоветовать: не спешите! Часто важное сообщение приходит всего за пару часов до "часа призраков".

И это только на втором уровне! Представляете, что Вас ждет дальше?.. "Killed" не пройдешь за вечер или даже за неделю; она еще долго будет радовать Вас.


SOSG-Приложение

СНИМКИ (SCREENSHOTS) ИГРЫ

Заставка игры

Один из моментов игры... Один из моментов игры... Один из моментов игры... Один из моментов игры... Один из моментов игры... Один из моментов игры...

Фирменные постеры/вкладыши и карты к игре




ВОПЛОЩЕНИЯ (ИНКАРНАЦИИ) ИГРЫ

Спектрумовское воплощение

TZX-Z80-TAP-версия (105 Kb), TRD-версия (60 Kb)

Параллельные воплощения на...

Commodore 64 (105 Kb)

Подробности о SOSG-Приложении находятся в Сокровищнице SOSG.

Если вас заинтересовала эта игра, то рекомендуем обратить внимание на
Rock Star Ate My Hamster и They Stole A Million.



Compilation © 2000–2002 SOSG