WELCOME TO THE ZX-NEWS SITE!

Оригинальная заставка ZX-News #53

От редакции Новости ПО
Презентация
ZX-Party
Шедевры
Colour Of Magic

ZX-News #51
Спектрумовская электронная газета

Издание посвящено всему, что связано
с таким замечательным явлением в компьютерном мире как
старый добрый Спектрум.

ZX-Party

 Л 
ед тронулся! На данный момент из спектрумовских СМИ нас поддержали аж три газеты: "Полесье", "Nicron" и "Wallpaper", за что выражаем им глубокую признательность. Мы хотели установить связь и с остальными изданиями, но, к сожалению, по техническим причинам это сделать пока не удалось.

Немного ниже вы можете прочитать отзывы наших коллег и читателей, а сейчас предлагаем вам ознакомиться с информацией, касающейся нового голосования на CC'000, о котором было рассказано в прошлом номере "ZX-News". Мы обратились к одному из организаторов сего party и его основателю, Всеволоду Потапову/Random (Concern Chaos, Австралия), с просьбой прокомментировать имеющиеся у нас данные. В ответ редакция получила письмо с подробным и развернутым ответом:

"Огромное спасибо за поддержку, очень рад видеть, что кроме критичных газет есть еще газеты с мозгами! Все очень корректно описано. Прекрасно понимаю вашу позицию с "Фантопом" (если бы он был) — я сам провел бы party в Москве, если бы мог, но не было людей, когда я объявлял о СС'000 и притом тогда неизвестно было, будет ли "Фантоп" или нет. Однако буквально 90 процентов людей на party подходили и спрашивали: "Будет ли СС'000?". Тем не менее, посмотрим, как пойдет дело, авось СС'303 (последнее в своем роде?) пройдет именно в Москве, но до этого дожить надо.

По поводу голосования на СС'000. Уже практически решено, что голосование по демонстрациям (пока только на Спектруме, так как на PC/Amiga такого вопроса вроде и не стоит) будет проводиться несколько иначе, чем было раньше — каждая демонстрация будет получать две оценки: дизайн и код. Надеемся, народ поймет, что это не просто так и проголосует правильно (т. е. оценит правильно). Таким образом, каждая дема получит два голоса, которые будут суммированы при голосовании, но не отброшены. Т. e. результаты будут подводиться по общей оценке, но также будут указаны голоса по обеим номинациям. (Так что сразу станет понятно: эта дема была принята лучше народом и имела столько-то анимации и столько-то кода).

Пример результатов будет таким:

rank       demo      code/design  total

 1.   Demo X/A Group  899/101     1000 
 2.   Demo Y/B Group  300/600     900  

Надеюсь, понятно. :) Задавайте дальнейшие вопросы (если есть) и предложения, пока есть время.

mailto: random@chaosite.com
Concern Chaos Website: http://www.chaosite.com
Best regards, Random/CC".

И в самом деле: присылайте свои пожелания и вопросы, все они будут рассмотрены организаторами CC'000 — пока есть время.

Ну что ж, благодарим за отклик, Random! И жди новых запросов... :)


Теперь спешим сказать огромное спасибо редактору "Полесья", Александру Селезневу/Kvazar'y (Гродно) за практическую поддержку — публикацию той информации о ZX-Party на страницах своего издания. Кстати, ведь именно Kvazar первым поднял эту тему в эхоконференциях, а затем при его живом участии в правила CC'000 был внесен пункт о новом голосовании. Поэтому нам вдвойне приятно заручиться его поддержкой и в будущем.

Перейдем к остальным отзывам наших коллег. Напоминаем, что из-за накладок с доступом в компьютерные сети нам не удалось пока связаться с остальными представителями прессы.

Владимир Булчукей/Wlodek Black (Москва), редактор "Nicron'a", сказал, что должен быть лишь один основной фестиваль, а остальные местные party могут проводиться лишь при том условии, что они не будут дробить сцену, т.е. не претендовать на статус главного. Полностью с ним согласны. Мы считаем, что местные party должны ставить своей целью выявление местных талантов.

А редактор "Wallpaper'a", Артур Ишмурзин/Art (Ташкент) не ограничился вопросами, связанными с party:

"1. В общем, я поддерживаю мысль о том, что должен быть один "главный" фестиваль. В пользу этого говорит многое. Однако есть одно "но" — всегда будет одно или несколько альтернативных демопарти, организованных людьми, чьи интересы были так или иначе ущемлены на "официальном" фестивале, и которые будут из кожи лезть только для того, чтобы доказать "кривость" организаторов СС'000. Для предотвращения этого нужно или сделать СС'000 идеальной демопати (что нереально), или не обращать большого внимания на оппонентов."

ZXN: Разве можно обращать внимание на всяческие местные мероприятия (как бы их ни называли тщеславные организаторы), которые, если их пытаются представить как альтернативу центральному party, только разделяют спектрумистов, желающих пообщаться с единомышленниками? Настоящие местные party, как уже говорилось ранее, должны выявлять местных талантов (которые впоследствии могут с успехом выступить на центральном фестивале), поэтому если на них созывается весь творческий люд, утверждается, что эти мероприятия ничем не уступают центральному фестивалю и т.д. — их ценность весьма сомнительна.

"2. Давно пора ввести раздельное оценивание дем по технике и по сюжету. Этот конфликт назревал давно. А апогея достиг на FT'98 — "Refresh" и "Forever", демы первоклассные каждая в своем — а выбирать приходится одну. Точнее, нужно сделать не конкретно раздельную оценку, а ввести ее комплексный вид. Например в анкетах посетителей будет иметь место список всех дем, представленных на компо. А у каждой демы следующего вида мини-вопросник:

      а) техника (спецэфекты и пр.);
      б) сюжет;
      в) музыкальное и FX сопровождение;
      г) общий вид демки.

И оценивать по 5- (10-, 16-) бальной системе. А после высчитывать средний бал и выводить победителя.

Это, конечно, упрощенно. Нужно еще продумать многое для того, чтобы эта теория была осуществима на практике".

ZXN: Такой детальный вид оценки дем скорее всего появится на сл. фестивалях, после проверки на практике нового принципа голосования, которое уже утверждено в правилах CC'000.

"3. По поводу поддержки софтостроения — здесь я полностью "за". Обеими руками. Что можно еще сказать... Если нужна будет поддержка линии, проводимой "ZX-News", в нашем "WP" — эту проблему я всегда готов штурмовать. :)"

ZXN: Договорились!:)


Ну и наконец — отзывы наших читателей. Впервые со времени возрождения "ZX-News" выход нового номера вызвал такой шквал флеймов в главной SPbZXNet'ной эхе. :) Редактору долго потом пришлось объясняться перед сетевиками... ;-) Из откликов, пришедших со сторны эхоконференций, большинство которых касалось вопросов ПО, особо выделяется мнение Бориса Сокола, координатора SPbZXNet. Состоявшаяся вскоре беседа позволила подробнее осветить его взгляды.

Сначала было выражено полное согласие с тем, что лучший способ реализовать себя на Спектруме заключается в создании игровых и системных программ; что дема, не представленная на party, является показателем чудовищной траты творческих сил впустую. Кстати, с этим согласны и многие другие SPbZXNet'чики. По мнению Бориса, именно из-за такой ситуации за последние 4-5 лет Спектрум теряет свои позиции как домашний компьютер.

А ведь на Спектруме можно реализовать себя во многих областях: Фидо, Интернет, новые программы на современном уровне для радиолюбителей, музыкантов, художников и т.д.

Например, сетевой софт. Сейчас он существует только под TR-DOS, где работать с почтой на полтора-два мегабайта несколько затруднительно, мягко говоря. И это при существовании IS-DOS, операционной системы, изначально ориентированной для профессиональной работы с большими объемами информации! Считается, что IS-DOS глючный, тормозной, и, в довершение ко всему, имеет карликовый объем оперативной памяти. Между тем мало кому известно, что Михаил Кондратьев (автор спектрумовского архиватора ZXZip) почти два года назад уже переделал ядро IS-DOS'а и теперь в нем свободно не 16 Кб, как раньше, а целых 80 Кб (!) — согласитесь, этого вполне достаточно для любых программ, в том числе и сетевого софта.

Кроме того при работе с почтой без винчестера (компьютерного, а не ковбойского :) ) обойтись сложно. Однако в TR-DOS с ним работать бесполезно — все равно возникнет ограничение в 640 Кб. Единственный выход — IS-DOS, тем более, что из распространенных сегодня контроллеров HDD самым дешевым и легким в сборке является Nemо'вский вариант, который рассчитан как раз на эту ОС. Словом, вывод Бориса таков: на Спектруме нужно развивать сетевой софт, ориентируясь на IS-DOS как самую подходящую для него среду.

Если вы заинтересовались техническими подробностями, то пишите на наш адрес (см. в рубрике "От редакции") — с удовольствием ответим.

В ходе беседы Борис коснулся также и развлекательных программ. К примеру, почему бы на Спектруме не выпускать караоке? Да, есть определенные трудности с реализацией на AY той или иной музыки, но ведь препятствия порождают интерес. Наверняка многие из музыкантов захотят популяризировать, так сказать, на Спектруме свои любимые мелодии и песни. Тем более, что процесс конвертирования, точнее, воспроизведения музыки даст богатый опыт, с помощью которого можно можно приступать к созданию своих новых реформационных ритмов. (Навык, кстати, легче приобрести именно таким путем, чем тратить силы на многочисленные пробы и ошибки при создании своей музыки — умные всегда учатся на чужих ошибках.)

С технической стороны дела особых сложностей нет, самое главное — синхронизировать текст песни с мелодией, но это вполне разрешимая задача (правда, работа эта несколько рутинная для кодера, но ему к ней не привыкать:)). Короче, спектрумовские музыканты могут попробовать себя в новой и заманчивой области творчества, создавая музыку для программ-караоке.

Еще Борис поделился своими мыслями по поводу игр. По его словам, стоит и дальше продолжать разрабатывать логические игры — на Спектруме они всегда были очень умными, так сказать, т.е. их искуственный интеллект ничуть не уступает современным играм с др. платформ, а некоторые даже превосходят их (например, английская "Reversy"). Какой из этого напрашивается вывод? Правильно: лучше делать современные ремиксы старых спектрумовских логических игр, а не конвертировать современные иноплатформенные, если можно так выразиться. :) ибо они, как оказалось, немного туповаты, ;-) да еще зачастую имеют и неудобный, мягко говоря, интерфейс...

В конечном итоге Борис выразил надежду на то, что редакция "ZX-News" возьмет на себя труд в определении наиболее актуальных задач перед авторами. Однако без мнения самих авторов нам не обойтись, поэтому мы призываем вас присоединиться к дискуссии! Первоначальная цель редакции — привлечь внимание общественности к интересным вопросам и осветить в истинном свете сложившуюся сегодня на Спектруме ситуацию — выполнена, и довольно-таки успешно. Дальнейшее развитие темы теперь возможно только при взаимном сотрудничестве с вами, читателями-спектрумистами. Мы, конечно, сделаем все возможное, чтобы это внимание не угасало, но решающее слово остается за вами, точнее, именно за тобой, читающим сейчас эти строки!

Воевать со сценерами "ZX-News" не собирается, как наверное подумали некоторые. Напротив, мы рекомендуем впредь не обращать на них никакого внимания (ведь оно для них как воздух для дыхания) — некогда тратить сейчас времени на полемику со всякими болтунами, каковыми, к сожалению, являются если не все, то большинство таких людей. Сегодня следует заняться практическими делами по возрождению здоровой атмосферы творчества в нашем с вами любимом хобби по имени Спектрум.


И напоследок представляем вам письмо от Slaine Harbinger'a (Санкт-Петербург), который первый прислал отклик на поднятую в прошлом номере "ZX-News" тему. Впоследствии к нам пришли и другие интересные письма, но из-за большого объема сего номера мы их опубликуем в сл. выпуске, а пока знакомьтесь с этим (печатается полностью).


Корр: Привет, уважаемая редакция "ZX-News" и все читатели этой, в общем-то, актуальной и интересной газеты! По велению души, сердца, мозга и др. органов, ;) стряхнув с себя плесень и паутину безразличия, налипшую за добрый десяток лет моего пребывания на Спектруме, я решил-таки написать в "Ньюску". И повод попался весьма веский — мнение редакции. Есть, с чем поспорить... ;-)

ZXN: Мы рады, что смогли пробудить даже такого человека... :)

Корр: Итак, речь пойдет о статье из 50-го номера, в которой редакция высказывала свое мнение о party и демомейкинге на всеми любимом (а кто "не все" — того накажем ;р ) Спектруме.

Я присоединяюсь к мнению редакции о монополизации в Питере проведения parties. Однако, наверняка не все участники, как обычно, будут иметь возможность приехать в Питер, и в этом случае необходимо как-то организовать более-менее нормальную доставку их работ до party, причем начать прием работ, предположим, уже месяца за три до начала конкурса.

ZXN: Хотим заметить, что речь шла вовсе не о монополизации проведения фестивалей в Питере (иначе зачем упоминался FunTop?), а об утверждении единого центрального party года, на статус которого не должны претендовать всякие местные фестивали.

Корр: Ниже я привожу цитаты из статьи и свое мнение на них.

"<...> Демомейкинг появился на свет как средство выражения крутости программиста, его творческого уровня. Т. е. демы показывали возможности их создателей в области кода".

Стоит заметить, что демы для некоторых программистов являлись некой "переходной стадией" к более серьезным проектам.

ZXN: Разумеется, ведь не начинать же с создания "Super New Elite". И это только подтверждает то, что демы не могут быть престижнее игровых или системных программ. :) Однако не стоит упускать из виду и тот факт, что лучший отечественный гейммейкер В.Медноногов/Copper Feet начинал свой творческий путь именно с игр (пусть и простых), а не с дем — результат, как говорится, налицо. ;-)

Корр: Далее редакция ведет не очень вразумительный сказ про "сюжет" и "анимацию в демах", не особо разделяя эти два понятия, хотя одно другому, в принципе, не является ни подтверждением, ни опровержением (не буду цитировать из-за довольно большого объема текста). Сюжет в демонстрациях — это не совсем то же, что и сюжет в книгах или играх. Хотелось бы уточнить, что вкладывают организаторы Chaos Constructions в понятие "сюжет".

ZXN: На наш взгляд, анимация без сюжета будет выглядеть еще хуже, чем аналогичный эффект. :) Если в деме есть анимация, то она обязательно должна иметь сюжетную линию, иначе в ней нет никакого смысла. Кстати, как это может быть, чтобы сюжет в книгах, фильмах, играх и т. д. был один, а в демах — другой? Насчет же самого термина "сюжет" было сказано, что он является условным, окончательный вариант названия новой номинации организаторами пока не утвержден (на данный момент в правилах CC'000 это понятие фигурирует под названием "design").

Корр: "Организаторы Chaos Constructions сейчас всерьез рассматривают предложение на утверждение голосования по двум номинациям — лучший код и лучший сюжет. Т. е. впервые сделан шаг к действительному развитию демомейкинга.

Официальную информацию по поводу нового голосования и по др. вопросам мы представим в сл. номерах "ZX-News"

Действительно, хотелось бы узнать!

ZXN: Ну, с сообщением Random'a уже ознакомились все читатели "ZX-News". :)

Корр: Кстати, можно еще добавить номинацию: "лучшее музыкальное сопровождение демонстрации" (хотя, это может будет уже чересчур?), но это так, к слову.

ZXN: В принципе, идея неплохая, только эту номинацию, если она будет, скорее всего нужно проводить как дополнительную. Главное — сдвинуть дело с мертвой точки. Кстати, все предложения и пожелания, опубликованные в "ZX-News", отправляются на рассмотрение прямиком к организаторам Chaos Constructions, так что если у вас есть еще какие-нибудь мысли насчет CC'000, то смело пишите в редакцию и мы их с удовольствием напечатаем.

Корр: "<...> Благодаря назойливой пропаганде крикливых сценеров, <...> среди спектрумистов широко распространилось мнение, что доказать свое мастерство можно только в демах, а не в играх или системных программах. Между тем, дема, которая не была представлена на party, является показателем чудовищной траты творческих сил впустую, и уж поверьте, никто за такой труд не скажет спасибо (мягко говоря) ее автору".

Честно говоря, не все так плохо. Лично я ни разу не слышал подобных высказываний о демах, как о единственном способе доказательства мастерства. Imho, дорогая редакция слишком утрирует. Однако, стоит вспомнить известную команду Digital Reality. Они сделали себе громкое имя именно на демонстрациях, никаких серьезных игровых или системных проектов от них не было (кроме, разумеется, демо-версии "Doom" ;) ). Возможно, этот пример и послужил толчком (не тем, который унитаз) для почти истерического клепания "демок" другими и часто "демки" были похожими друг на друга...

ZXN: Настоящая пропаганда всегда ведется косвенным путем. Насчет же Digital Reality скажем так: не следует забывать и то, что во многом ее успех был основан на умелой политике своего весьма талантливого органайзера. Демы эта группа выставляла только на центральном фестивале, и занимаемые ими высокие места обеспечивали популярность творений DR.

Корр: Хм. Знаете, у меня даже возникла ассоциация с DJ'ями: диджеи передирают друг у друга сэмплы, а демомейкеры — эффекты... Кстати, для тех, кто не знает: демомейкинг зародился на Amiga, и множество видеоэффектов (если не большинство) в спектрумовских демках "позаимствованы" именно из амижных демонстраций. Наверное, нет такой демы на спектруме, в которой не было бы ни одного такого "займа".

ZXN: Демомейкинг, как способ соревнования, появился на Commondore 64. На Amiga демы сначала демонстрировали возможности машины в рекламных целях. А вот займ, очевидно, появился именно из-за запрета на анимационное демо.

Корр: "На Спектруме лучший способ реализовать себя — это создание какой-нибудь игровой или системной программы, с которой дема и близко не сравнится: например, выпущенная на днях игра "Operation "OIL" или системка "BestView" заткнет за пояс любую дему!"

Не надо вот так "в лоб" сравнивать демонстрации с играми или системками — это разные направления компьютерного творчества и, соответственно, требования, предъявляемые каждым из этих направлений, различаются между собой. Просто, imho, не стоит зацикливаться на одних демах.

ZXN: Имелось в виду то, что игры и системки гораздо престижнее дем. И что демы на Спектруме должны оставаться только средством соревнования на фестивалях, иначе это очень плохо отражается на спектрумовской платформе, что мы нынче и наблюдаем. (Правда, в последнее время наметились тенденции к улучшению: появилось много системного софта, который начинает восполнять ту брешь, образовавшуюся за последние дватри года — и это мы объясняем тем, что большинство сценеров-демомейкеров сегодня свалили со Спектрума)

Корр: "Вообще-то демомейкинг как средство самоутверждения возник на других платформах, где очень трудно воплотить свои творческие идеи в виде игры или системной программы, ибо они неминуемо канут в бездну — такого софта море и на него никто не обращает внимания (такая уж сложилась там атмосфера)."

От себя хочу добавить, что основная проблема отечественного производства ПО, например, для "писюков" — это неумение (нежелание?) объединяться в творческие группы, неумение работать в коллективе. А ведь на такой сложной и требовательной платформе, как PC, продуктивное творчество возможно только при слаженной совместной работе и четком разделении поставленных задач между создателями, где каждый понимает, что от него требуется. И один здесь в поле не воин, да и играя в первых ролях на Спектруме, не всем легко перейти на вторые-третьи роли на PC, где авторитет заработать, понятное дело, гораздо сложнее.

"95% выпускаемых сегодня программ являются демами (условно говоря, т. к. демами называться может лишь то, что было представлено на party)."

В целом, я согласен с мнением редакции насчет того, что демонстрации — скорее, предмет для соревнований. Однако, imho, "частное" создание "демок" будет присутствовать всегда.

ZXN: В большинстве случаев они будут существовать как первые опыты начинающего кодера в области программирования.

Корр: "Мы полагаем, что теперь всем понятно, почему на Спектруме такой кризис с ПО."

Это одна из причин, и далеко не самая ужасная.

ZXN: Любопытно будет узнать о более страшной причине кризиса ПО. :) Другие платформы, pls, не трогать — это заезжанная и примитивная тема. (Любой компьютер, когда его использование выходит за пределы рабочего применения, превращается в хобби — соответственно, если кто-то при доступе к др. платформе забывает про Спектрум, то он просто сменил свое увлечение. Говорить же о приоритетности того или иного хобби — сродни утверждениям о том, что террариум лучше аквариума (или наоборот), что вождение автомобиля интереснее, чем управление вертолетом/яхтой и т.д.)

Корр: "<...> Цель, по которой мы затронули данную тему — стремление избавить творческих спектрумистов от навязанной идеи бездумного клепания дем, чтобы дать им возможность реализовать себя понастоящему! Ведь если человек создаст игру или системную программу, то он получает признание абсолютно всех спектрумистов, тогда как при написании демы он, во-первых, лишается той потенциальной известности, т. к. демомейкингом интересуется весьма узкий круг людей, а во-вторых, сильно рискует быть облаянным кем-нибудь из сценеров, которому не понравился какой-нибудь эффект..."

Вероятно, под понятием "бездумного клепания дем" редакция имеет в виду бесполезную растрату спектрумовского потенциала, ведь создавать что-то оригинальное становится все труднее, и когда "демки" сыплются как осенние листья, то это не улучшает положения. Но разве легко остановить творческий порыв? ;-)))

ZXN: Зато этот порыв всегда можно направить в рациональное русло. :) В области игр и системных программ имеется безграничный простор для создания совершенно нового и оригинального софта. Даже если мало времени на разработку своего авторского проекта, то можно реализовать себя, например, как прекрасного релизера, выпуская ремиксы старых программ или же добывая неизвестные фирменные игры (см. раздел "Мнение").

Корр: И насчет облаивания... Разве слышны среди тысячи восторженных возгласов один-два протестующих? Может, на конкурс дема и не попадет, но благодаря компьютерным сетям ее многие увидят и оценят по достоинству. Спектрумисты — народ трезвомыслящий, когда надо, и не склонны, в большинстве своем, поддаваться на провокации.

ZXN: Что-то восторженных возгласов по демам нам встречалось весьма маловато — к примеру, читатели "ZX-News" в своих письмах, среди многочисленных вопросов по софту, НИ РАЗУ не касались дем. Этот и масса других фактов свидетельствуют, что хорошая игра или системная программа вызовет положительных отзывов во много раз больше, чем дема. В частности, автор-дебютант "Homer Simpson In Russia" после выпуска своей игры стал известен многим спектрумистам — и такое происходит, как правило, со всеми авторами игровых и системных программ. А выпуск демы вовсе не гарантирует подобной славы — за единственным исключением, когда она может победить на party (compo). Поэтому мы и ратуем за то, чтобы демы создавались только для фестивалей!

Корр: P.S. Есть еще один весьма немаловажный вопрос, касающийся спектрумовских party. Суть проблемы такова: на спектрумовских party должен иметь место только Спектрум. PC, Amiga и другие аппаратно- и программнонесовместимые со Спектрумом платформы не должны присутствовать на этих сэйшнах непосредственно как конкурсные платформы! Я уверен, что многих очень волнует этот вопрос, и поэтому, думаю, будет далеко не лишним поднять его в ближайших номерах "ZX-News", да и в других электронных спектрумовских изданиях тоже...

ZXN: Поднимаем сей вопрос в этом же номере "ZX-News". Итак, вот преимущества чисто спектрумовского фестиваля: радостная атмосфера единомышленников, сближающая участников party, твердая гарантия качества технического обеспечения, все доходы идут в пользу Спектрума... В то же время при проведении многоплатформенного party гораздо легче найти спонсоров, информационную поддержку — кстати, благодаря ей о фестивале могут узнать и те спектрумисты, которые в силу каких-либо причин обособлены от остального спектрумовского мира (а таких не так уж и мало), но зато имеют доступ к "писишной" информации, откуда могут узнать про спектрумовское party. Тем более, что Chaos Constructions первый день посвящает Спектруму (правда, будет присутствовать и БК, но эта платформа не помешает так, как PC или Amiga). В общем, оставляем вопрос открытым — может быть, кто-нибудь еще захочет по нему высказаться?..

Корр: Пока что все, but IT IS NOT OVER... А "грузил" вас Slaine Harbinger a.k.a. Avatar. Сайонара!

ZXN: Большое спасибо за письмо! Благодаря ему мы смогли осветить интересные вопросы, которые наверняка появились у многих наших читателей.

Ждем новых писем!


главное меню номера


Copyright © 2001–2013 The ZX-News Site