WELCOME TO THE ZX-NEWS SITE!

© Андрей Школьников, 1995
® Spectrofon #13
© SOSG, compilation

WORM IN PARADISE
Level 9, 1985

— He торопи меня. Ты же знаешь, мы, черви, тугодумы...


P.Шекли, P.Желязны. "Принеси мне голову Прекрасного Принца"

 И 
гры фирмы Level 9 отличаются огромным объемом словаря, увлекательным сюжетом, качеством языка. Широко известны ee игры "Emerald Isle", "Eric the Viking", сериал "Silicon Dreams", к которому и относится "Worm in Paradise".

Трилогия "Silicon Dreams" начинается игрой "Snowball", в которой главный герой Ким Кимберли должен взять под контроль гигантский космический корабль (в игре 8000 локаций). Правда, есть некоторые сомнения относительно слова "должен": дело в том, что Level 9 дала герою имя, которое может быть как мужским, так и женским (существует даже мнение, что Ким — андроид). B статье "Визит в Level 9" ("ZX-Ревю" #5/1994) сказано, что даже между создателями игры не было согласия в этом тонком вопросе. Я считаю Ким женщиной, но об этом в свое время.

Во второй игре сериала "Return to Eden" команда спасенного корабля обвиняет (ошибочно) Ким в убийстве.

Ким спасается на шлюпке, высаживается на планете звезды Эпсилон Эридана, или Эден (Eden — так по-английски называется Эдем). Ким должна пробраться через враждебные джунгли, где ядовиты даже белки и райские птицы, на территорию земной колонии.

И, наконец, объект моего рассмотрения — "Worm in Paradise" — третья игра сериала. Действие в ней происходит через много лет после событий первых двух серий. Впрочем, начиная игру с ободряющим напутствием "Вы ничего не помните", Вы обнаруживаете себя не на Эдене, а в самом настоящем раю.

Этот рай, похоже, неплохая модель того, что скоро начнется, но о чем Вы пока и не подозреваете, прогуливаясь по девяти "райским" локациям и любуясь красотой благоухающих лужаек и играми белок (неядовитых). Правда, немного подозрительно, что рай обнесен высокой кирпичной стеной. Кстати, совет: прихватите скамейку (bench) из локации, в которой начинаете игру.

Погуляв, Вы, конечно, обратите внимание на дерево в центральной "райской" локации. B ответ на немедленный "exam" программа подробно описывает дерево, говоря, что на нем есть яблоко (древо познания!), но до нижних веток около трех метров, а ствол слишком скользкий, чтобы влезть по нему (все сообщения относятся к текстовой версии). Выход очевиден — бросить скамейку и встать на нее (достаточно отдать команду "on"; добрая программа не только правильно поймет Вас, но и напечатает для справки каноническую формулировку команды "stand on the bench"). Стоя на скамейке, можно смело срывать яблоко и, убедившись, что оно сорта Golden Delicious, съесть его.

Тут-то Вы и познакомитесь с очаровательным существом, давшим название игре. Из яблочного огрызка выползает червячок, падает на землю и начинает расти. Достигнув в длину 20-ти метров, он уползает вон из рая, по пути проламывая западную стену. Последуем же за ним.

Сразу же за стенами рая Вам открывается совсем другой мир жестокий и пустынный. Земля выжжена и растрескалась; единственная растительность — колючие кусты (thornbushes), через которые едва удается протиснуться. Вместо мотыльков и белок Вас окружают скорпионы и стервятники. По дюнам тянется на запад след червя; идя по нему, Вы выходите к пропасти, которую червь пересекает, а Вам так просто ee не одолеть.

Поэтому повернем пока назад и направимся к Роковой Дюне (Doom Dune), где мирно спит бегемот. Конечно, этот бегемот — совсем не обычный симпатичный гиппопотам; это бронированный хищный зверь величиной с многоэтажный дом, пожирающий путников по ночам и отдыхающий днем. К счастью, сейчас день, и Вам удается подойти к бегемоту достаточно близко, чтобы даже рассмотреть отставшую чешуйку у него на спине; однако взять ee не удается — бегемот слишком огромен, и скамейка тут не поможет. Ну что ж, соберемся с духом и разбудим бегемота (wake behemoth). Странно, но проснувшийся зверь как будто чем-то недоволен и направляется к Вам, ничуть не скрывая своих намерений.

Вот теперь самое время вспомнить о колючих кустах; Вы убегаете на юг, потом на запад и опять на юг (ни в коем случае не давайте никаких других команд! Бегемот догоняет Вас ровно за три шага). Чудовище бросается на Вас, но Вы ловко уворачиваетесь, оно промахивается и запутывается в кустах.

Оставаясь в локации с кустами, Вы в безопасности — бегемот промахивается на первом прыжке, а второго сделать не может из-за кустов. Можно спокойно подумать — не сидеть же здесь вечно? И тут Вы вспоминаете о пропасти — если бегемот всегда сначала промахивается, то, может быть... Идем на север и два раза на запад и в локации с пропастью спокойно ждем нападения.

Ждать приходится недолго — бегемот бросается, промахивается и, безуспешно пытаясь затормозить разбег, съезжает в пропасть.

Громадный зверь не разбивается — для него эта пропасть не глубже канавы, — но и вылезти не может. Его спина почти вровень с краем пропасти. Пропасть можно перейти по бегемоту! He забудьте взять отставшую чешуйку — ороговевший щит метрового диаметра. На другом краю пропасти продолжается след червя. Что же, идем по нему, пока не натыкаемся на червя рядом с дверью, на которой написано волшебное слово "Exit". Другой выход ведет обратно в рай за кирпичную стену, и туда червь Вас пропустит. Но, конечно, Вам интересно, что скрывается за выходом.

Вы идете в эту дверь, и тут-то чешуйка бегемота спасает Вам жизнь — червь плюет в Вас ядовитой слюной, но под прикрытием метрового щита Вы успеваете добежать до двери.

* * *

Здесь "кончается сказка и начинается чистая правда". Bce исчезает, Вы слышите голос: "Благодарим Вас за просмотр сна Ревеллина". Вы оказываетесь в небольшой комнатке, украшенной в стиле райского садика из начала игры. На Вас надеты tradclads — скучная, но практичная одежда, к которой приколот разноцветный значок и пластиковый ошейник; в руку имплантирована комбинация часов и кредитной карточки, называемая просто tattoo — татуировкой.

Бросив визор — устройство в виде очков для просмотра снов по заказу, Вы выходите из комнатки и оказываетесь в восьмиугольном помещении — Дворце снов Ревеллин. Семь дверей ведут в комнатки для снов, восьмая — выход.

Итак, Вы в Енохе, городе планеты Эден. Прошло уже немало лет со времен подвигов Ким Кимберли. Теперь ee пышно называют Ким Первой; ee статуя в подлинном космическом костюме стоит в музее, а приключения стали сюжетом для снов Ревеллина. Кстати, именно статуя помогла решить великий вопрос: в описании статуи сказано "her" — "ee"; то есть Ким окончательно и несомненно женщина.

Сейчас Енох защищен куполами от опасной флоры и фауны Эдена. Правительство Еноха возглавляет Ким Третий (или Третья) — об этом Вы узнаете из газеты "Boring Star". Вы по-прежнему ничего не помните о мире, в котором живете. Из одного из снов Ревеллина Вы узнаете, что ныне городом правит мудрая и справедливая элита, отражая непрестанные атаки социалистов и чужаков (аборигенов?). Она контролирует обычных людей при помощи их ошейников.

Конечно, одних этих ошейников достаточно, чтобы понять, что в Енохе не все ладно. Да и сон о черве — явная аллегория. Что же, выходим на улицу и начинаем присматриваться. Пока Вы этого не знаете, но Вы в куполе развлечений (pleasure dome).

Погуляйте по нему. Мимо Вас трусцой пробегают горожане, иногда промарширует человек в униформе, проезжают дроиды, проходят туристы с роботом-гидом. Здесь есть музей, где стоит статуя Ким Кимберли — Ким Первой, зоопарк, зал отдыха, киоск, в котором Вам продадут пиццу. Тут-то Вы и узнаете довольно неприятный факт жизни Еноха — все, что нельзя одеть, съесть или как-то еще употребить сразу, хранить запрещено. Полицейский робот — fuzbot при каждой встрече будет штрафовать Вас на 9 кредитов за владение запрещенными предметами.

Изначально у Вас есть 100 кредитов. Можно потратить 9 из них на еще один сон — за это набавляют очки. Немного денег можно выйграть в казино у однорукого бандита, но большого капитала так не составить. И не дай Вам бог попасться на краже из музея (поймите меня правильно — кражу совершить можно и даже нужно, нельзя только попадаться; кстати, совет: украв leotard — космический костюм, наденьте его под tradclads, и полиция ничего не заметит). Фузбот за кражу оштрафует Вас на огромную сумму — 500 кредитов плюс 50 "за долги", то есть за то, что столько сразу нет в наличии — и доставит в медицинский центр, где Вам настоятельно предложат продать "лишние" органы для оплаты долгов.

Если же этого не хватит, потребуют продать и необходимые последствия очевидны (в Енохе это деликатно называют рециклингом). Поэтому еще один совет: продайте лишние органы сами, чтобы не влезать в долги. Для этого достаточно просто прийти в медицинский центр, а там консультант сам все предложит. По органам не скучайте — когда разбогатеете, Вы сможете откупить их обратно.

* * *

"Worm in Paradise" существует в двух вариантах — чисто текстовом и графическом. На мой взгляд, графика у Level 9 хороша в основном возможностью ee отключить, но о вкусах не спорят.

Правда, кое-какую информацию для размышления она подкинула: в локации с фонтаном нарисованы горожане с чем-то, подозрительно напоминающим оружие; в тексте о них нет ни слова.

B "Worm'e" Level 9 использовала принципиально новое построение словаря: программа понимает все слова, встречающиеся в описании локаций. Всего в словаре около 1000 слов. Правда, по большинству из них на "exam" вы получаете ответ вроде "это неважно" или "это просто деталь пейзажа". Но если объект существенен для игры, Вы получите четкий развернутый ответ. Можно вводить команды через запятую или пользоваться "and". Причем если Вы отдадите, например, команду "get" и дальше список предметов через запятую, то вся эта команда, как и любое единичное действие, будет выполнена за одну еноховскую минуту (в еноховском часе 100 минут) независимо от числа подбираемых предметов.

Это очень удобно в музее, где можно украсть три предмета как раз за минуту, пока опущен защитный экран. Программа также понимает слово "all".

Пожалуй, этой информации достаточно, чтобы начать игру. Ходите, разбирайтесь, изучайте образ жизни в Енохе и вживайтесь в него. Узнавая разные мелкие подробности, Вы скоро начнете понимать Енох и проникнетесь его атмосферой. B качестве первой задачи можете попробовать разузнать, где Вы живете.

Удачи!


SOSG-Приложение

СНИМКИ (SCREENSHOTS) ИГРЫ

Заставка игры

Один из моментов игры... Один из моментов игры...

Фирменные постеры/вкладыши и карты к игре


Рис.1



ВОПЛОЩЕНИЯ (ИНКАРНАЦИИ) ИГРЫ

Спектрумовское воплощение

TZX-Z80-TAP-версия (160 Kb), TRD-версия (201 Kb)

Параллельные воплощения на...

Commodore 64 (112 Kb), Amstrad CPC (134 Kb),
Atari ST (668 Kb), IBM PC (120 Kb)

Подробности о SOSG-Приложении находятся в Сокровищнице SOSG.

Если вас заинтересовала эта игра, то рекомендуем обратить внимание на
Lords Of Time, Red Moon, Emerald Isle, Mindfighter, The NeverEnding Story, Sherlock, Kayleth и Rebel Planet.



Compilation © 2000–2002 SOSG