|
От редакции Горячая линия Презентация ZX-Party Старина Z80 Приложение |
|
С |
Сейчас Влад работает над вопросом подключения к Спектруму CD-ROM, хотя о чем это мы! Он же уже подключен! Но чтобы CD-ROM заработал полноценно, требуется сл. информация: список команд ATAPI и их описание, драйвер CD-ROM'а (на любом человеческом или машинном языке), а также неплохо бы получить документацию по не ATAPI CD-ROM'ам — принципы их работы, команды.
1. Работа с винчестером на Spectrum'е.
2. Структура винчестера на Scorpion'е.
Все, что здесь написано, основано на моем личном опыте, и поэтому практически вся информация является эксклюзивной. Вследствие этого в описании могут встретиться неточности или недоработки, за что заранее извиняюсь.
Данная статья посвящена программированию жесткого диска, называемого также "винчестер", на компьютере Scorpion. На самом деле, если у вас винчестер подключен через другой контроллер, то нужно просто знать адреса портов вашего контроллера, и вы с помощью этой статьи сможете научиться его программировать.
Винчестер — это неотъемлемая составляющая любого компьютера, особенно в настоящее время, когда размер информации в сотни, а то и в тысячи раз превышает размеры оперативной памяти компьютеров. Такие носители информации, как гибкие диски, теряют свою актуальность. Но, несмотря на это, Спектрум долгое время обходился без винчестера, и появился он только недавно. К сожалению, адаптация винчестера к системе TR-DOS не позволяет использовать большую часть его возможностей и поэтому, работая с ним напрямую, через порты, можно не только в несколько раз увеличить скорость работы с жестким диском, но и превратить его в аналог оперативной памяти компьютера, как, собственно, и сделано на таком компьютере, как PC.
Итак, к винчестеру можно обращаться двояко. Первый вариант — обращение через драйвер. На PC это такая программка, которая позволяет видеть винчестер как склад для размещения файлов в системе MS-DOS. На Спектруме таким драйвером можно назвать ПрофПЗУ 4.01, которое представляет винчестер как набор образов TR-DOS дискет. Образ подключается к диску A, B, C или D через теневой монитор, и далее программа работает с одним из этих носителей, не подозревая, что вместо гибкого диска она общается с винчестером. Такой подход имеет некоторые недостатки. В частности, поддерживается только обращение к TR-DOS через под-грограмму #3D13 (естественно!), а всяческие обращения типа #3D2F приводят к тому, что программа на TR-DOS образе винчестера не может работать. Но речь не об этом.
Кроме контакта через #3D13 теневой монитор предлагает обращение к жесткому диску через команду RST 8. Я не буду ее здесь описывать, принципы ее работы можно найти в книге "SMUC, инструкция по подключению и работе, v1.2". Но второй вариант всего лишь увеличивает скорость чтения и записи данных, и поэтому полноценным быть назван не может.
Винчестер — это устройство, имеющее внутренний контроллер чтения, записи и обработки информации. Таким образом, компьютеру нет необходимости раскручивать диск и выполнять подобные процедуры — их берет на себя контроллер. Собственно программирование жесткого диска — это передача ему команд, а также передача/прием от него информации.
Винчестер имеет следующую логическую внутреннюю структуру: на нем существует некоторое количество цилиндров. В каждом цилиндре имеется определенное количество головок. И каждая головка имеет некое количество секторов. Если перемножить все эти значения, то получим общее количество секторов (по 512 байт) на жестком диске. Разделив это число на 2, мы узнаем его объем.
Само собой разумеется, что логическая структура винчестера не имеет ничего общего с его реальными физическими параметрами. То есть 16 головок вовсе не значит, что их в винчестере действительно 16. Обычно физических головок 3-4, а количество секторов на каждой дорожке варьируется, как и на компакт-диске. Тем не менее, общаться с жестким диском необходимо через его логические параметры, за исключением случая, когда адресация задается в режиме LBA (Logical Block Addressing), то есть винчестеру вместо цилиндра/головки/сектора сразу указывается относительный адрес. Но режим LBA здесь мною описан не будет, поскольку я не знаю точно регистры, куда этот 28-разрядный адрес записывается.
Эти регистры вы можете подобрать сами. Насколько я помню, вот они: регистры цилиндра (оба), регистр секторов, регистр накопителя/головки и регистр возможностей (то же, что и регистр ошибок, только при записи). Сами регистры будут подробно описаны ниже.
Перед началом описания давайте договоримся о терминах, которые будут употребляться мною в этой статье.
Логический адрес: состоит из 3-х значений: номера цилиндра, номера головки и номера сектора.
Относительный адрес: 4-байтный адрес относительно н нача винчестера. Используется в LBA режиме. В режиме логической адресации преобразуется в логический адрес подпрограммой SET_. На Спектруме в пределах 1.9 Гигабайт используются только 3 байта.
Сектор: на винчестере он равен 512 байтам. Поэтому под любым сектором, упоминаемым мною в этой статье, необходимо понимать 512 байт.
Управление контроллером происходит посредством регистров. Каждому регистру в контроллере SMUC соответствует порт. Он будет указываться рядом с названием регистра. К сожалению, обращение к этим портам в компьютере Scorpion должно происходить с включенным ПЗУ TR-DOS. Поэтому запись значения в порт будет выглядеть следующим образом:
;OUT register A. ;in: [BC] — номер порта ; [A] — значение, записываемое в порт. OUT_A LD IX,#3FF0 PUSH IX JP #3D2F
Дело в том, что при обращении к этой области памяти автоматически включается ПЗУ TR-DOS и выполняется команда OUT (C),A.
Соответственно, чтение:
;IN register A. ;in : [BC] — номер порта. ;out: [A] — значение, считанное из порта. IN_A LD IX,#3FF3 PUSH IX JP #3D2F
Здесь то же самое, только выполняется команда IN A,(C).
В последующих примерах мы будем обращаться к этим подпрограммам. Зная их, можно производить чтение и запись в порты (регистры) винчестера. Ниже приводится полное описание регистров. Обратите внимание, что младшее значение регистра всегда равно #BE. Это можно использовать при оптимизации кода для увеличения скорости программы.
Регистр только для записи. Этот регистр содержит код команды, посылаемой винчестеру. Выполнение команды начинается сразу после записи этого регистра. Так, известно, что команда #E6 останавливает жесткий диск. Пишем:
LD A,#E6 LD BC,#FFBE CALL OUT_A RET
Ваш винчестер должен остановиться.
Этот регистр содержит состояние накопителя. Содержимое этого регистра обновляется после завершения каждой команды. Соответственно, биты этого регистра:
— BSY (Занято). Этот бит устанавливается сразу после передачи команды винчестеру и сбрасывается только после того, как он эту команду выполнит. То есть установленный бит сигнализирует о том, что жесткий диск выполняет команду и вас не "слышит".
— DRDY (Готовность Накопителя). Этот бит установлен в том случае, если винчестер готов принять команду.
— DWF (Запрет Записи на Диск). Бит указывает текущее состояние запрета записи (?).
— DSC (Установка Дисковода Завершена). Бит указывает, что головки дисковода установлены на дорожку.
— DRQ (Запрос Данных). Бит указывает, что дисковод готов к передаче слова или байта данных между ЭВМ и накопителем.
— CORR (Исправленные Данные). Бит указывает, что при чтении данных произошла коррекция и данные были исправлены.
— IDX (Индекс). Бит устанавливается при каждом обороте диска.
— ERR (Ошибка). Бит указывает, что в течение выполнения предыдущей команды произошла ошибка. Дополнительная информация относительно причины ошибки содержится в Регистре Ошибки.
Самыми существенными для нас являются биты BSY, DRQ и ERR. При подаче команды на винчестер необходима следующая последовательность действий:
1. Подается команда (через Регистр Команд).
2. Ждем снятия сигнала BSY.
3. Смотрим бит ERR. Если он установлен — читаем Регистр ошибок и обрабатываем ошибку.
Напишем подпрограмму, которая будет ожидать сброса сигнала BSY:
NO_BSY LD BC,#FFBE CALL IN_A RLCA RET NC JR NO_BSY
Мы крутимся в цикле до тех пор, пока сигнал BSY не будет снят. Каждая команда должна завершаться обращением к этой подпрограмме.
Подпрограмма проверки ошибки:
ERR_ LD BC,#FFBE CALL IN_A RRCA RET
Если на выходе установлен флаг переноса, то команда была выполнена с ошибкой.
И наш предыдущий пример, останавливающий винчестер, будет выглядеть следующим образом:
LD A,#E6 LD BC,#FFBE CALL OUT_A CALL NO_BSY CALL ERR_ JP C,ERROR... RET
Итак, теперь известно, как полноценно послать команду на винчестер. Ниже я привожу подпрограмму, которая это делает.
;HDd Send Command. ;IN : [A] — код команды. ;OUT: CY — Операция выполнена с ошибкой. HDSC LD BC,#FFBE CALL OUT_A ;послали команду. CALL NO_BSY ;ждем выполнения. JP ERR_ ;смотрим, нет ли ошибок.
Следующие регистры указывают номера цилиндра, головки и сектора, с которыми происходит операция. Так, при чтении этих регистров мы узнаем место, где находится головка. При записи в эти регистры других значений головка не меняет своего положения, но при выполнении команды чтения/записи она позиционируется в соответствии со значениями, заданными в этих регистрах.
Этот регистр содержит старшую часть начального номера цилиндра для любой дисковой операции. После выполнения команды этот регистр модифицируется, и всегда отражает текущий номер цилиндра. Старшие разряды номера цилиндра должны быть загружены в этот регистр.
Этот регистр содержит младшие 8 бит начального номера цилиндра для любой дисковой операции. После выполнения команды этот регистр модифицируется, и всегда отражает текущий номер цилиндра.
Этот регистр содержит начальный номер сектора для любой операции с данными. Номер сектора может быть от 1 до максимального числа секторов на дорожку.
Этот регистр содержит номер головки и накопителя. Содержимое этого регистра задает номер накопителя и номер головки при выполнении команды Initialize Drive Parameters.
— DRV — бит выбора накопителя. Если DRV=0, то выбран накопитель 0, если DRV=1, то выбран накопитель 1.
— LBA — бит указывает, включен или выключен режим LBA.
— HS3...HS0 содержат двоичный код номера головки (начиная с нуля), которая будет выбрана. Например, если HS3...HS0=%0011, то будет выбрана головка 3. HS3 — старший бит. После завершения команды этот регистр модифицируется и всегда содержит текущий номер выбранной головки.
Четвертый бит очень интересный. Он задает устройство slave\master, с которым должен работать компьютер. Так, если мы хотим с основного винчестера переключиться на второй, параллельно подключенный, то нам необходимо лишь установить этот бит и записать число в регистр. И все последующие команды будут работать с выбранным устройством.
Этот регистр содержит число передаваемых секторов данных при операциях чтения/ записи. Значение ноль соответствует 256 секторам.
При выполнении команды считывания или записи секторов в этот регистр записывается количество секторов, которые необходимо принять или передать. Далее все выглядит следующим образом: мы передаем побайтно сектор, и читаем регистр счетчика секторов. Число в этом регистре будет показывать количество необработанных секторов. Число 0 указывает, что операция чтения/записи полностью завершена.
Этот регистр содержит состояние накопителя после выполнения последней команды или Диагностический Код.
После завершения любой команды, за исключением Execute Drive Diagnostic, этот регистр содержит код ошибки, если бит ERR в Регистре Состояния установлен (ERR=1).
— BBK (Встречен Плохой Блок). Бит указывает, что при выполнении операции был встречен сектор с неправильной меткой блока в заголовке сектора.
— UNC (Неисправимая Ошибка в данных). Бит указывает, что в ходе операции была встречена неисправимая ошибка в зоне данных.
— IDNF (Сектор не найден). Бит указывает, что заголовок указанного сектора не найден.
— ABRT (Прерванная команда). Бит указывает, что выполнение заданной команды было прервано из-за ошибки состояния винчестера (Не готов, Запрет записи, и т. д.) или при недопустимом коде команды.
— TK0NF (Дорожка 0 не найдена). Бит указывает, что при выполнении команды Recalibrate дорожка 0 не найдена.
— AMNF (Не найден адресный маркер). Бит указывает, что адресный маркер не найден после нахождения правильного заголовка сектора.
— Неиспользуемые биты очищаются.
Регистр данных (Старшая часть) (#D8BE), Регистр данных (Младшая часть) (#F8BE).
Через Регистр данных осуществляется обмен данными между компьютером и винчестером. Так, если мы хотим считать сектор с жесткого диска, то мы даем команду "чтение". Далее винчестер читает один 512— байтный сектор в свой буфер и ждет. Потом мы читаем младшую часть сектора, кладём в память. Затем старшую. И так 256 раз. Получается 512 байт. Интересно, что между чтением байт может быть сколь угодно долгая пауза — винчестер знает, сколько байт мы взяли. Затем мы читаем значение Регистра счетчика секторов. Если число не 0, то повторяем цикл заново. Таким образом происходит чтение секторов с винчестера. Ниже приводится эта подпрограмма. В HL должно быть указано место в памяти, куда читать, в A — количество 512-байтных секторов.
;читаем сектора, заданные. ;IN: HL-buffer for reading, A-SECTORS READ LD B,A PUSH BC LD BC,#FABE CALL OUT_A LD (BUF),HL LD A,#20 CALL HDSC;команда читать... POP BC READ1 PUSH BC CALL READ_S;читаем сектор POP BC DJNZ READ1 RET ;READ Sector. ;читаем сектор... READ_S LD HL,(BUF) LD BC,#00BE LD DE,#D8F8 READ_1 PUSH BC LD B,E CALL IN_A LD (HL),A INC HL LD B,D CALL IN_A LD (HL),A INC HL POP BC DJNZ READ_1 LD (BUF),HL RET BUF DS 2; Временная переменная для хранения адреса в памяти для чтения/записи.
Я думаю, вы не забыли, что перед вызовом команды READ необходимо указать винчестеру место, откуда читать. Это можно сделать следующей подпрограммой:
;Write Cylinder, Head, Sector. ;Записать в регистры номера цилиндра/ ;головки/сектора. ;IN: DE-цилиндр, H-головка, L-сектор. W_CHS LD BC,#FEBE LD A,#A0 ;#B0 — slave. XOR H CALL OUT_A DEC B LD A,D CALL OUT_A DEC B LD A,E CALL OUT_A DEC B LD A,L JP OUT_A
Подпрограмма, выполняющая противоположное действие, то есть определяющая положение головки винчестера, будет выглядеть следующим образом:
;Read Cylinder, Head, Sector. ;Считать текущие цилиндр/головку/сектор. ;OUT: DE-цилиндр, H-головка, L-сектор. R_CHS LD BC,#FEBE CALL IN_A AND #0F LD H,A DEC B CALL IN_A LD D,A DEC B CALL IN_A LD E,A DEC B CALL IN_A LD L,A RET
Если же вам нужно указать относительный адрес, то воспользуйтесь подпрограммой SET_. Для ее работы необходимо, чтобы в ячейке SECTOR находилось количество секторов на винчестере, а в ячейке SH_SUM — произведение головок и секторов.
;установить головку по D,H,L. ;АДРЕС СМЕЩЕНИЯ — CIL/HED/SEC ;IN : D,H,L — 24-разрядный адрес. ;OUT: заданная установка головки. SET_ LD (SET_3+1),HL LD HL,0,E,H LD A,D OR A JR Z,SET_1 LD D,L SET_2 PUSH HL PUSH DE LD HL,#FFFF LD DE,(SH_SUM) PUSH AF CALL DIV POP AF,DE INC HL ADD HL,DE EX DE,HL POP HL ADD HL,BC DEC A JR NZ,SET_2 SET_1 PUSH HL,DE SET_3 LD HL,#2121 LD DE,(SH_SUM) CALL DIV POP DE ADD HL,DE EX DE,HL POP HL ADD HL,BC PUSH HL EX DE,HL LD DE,(SH_SUM) CALL DIV EX DE,HL POP HL ADD HL,BC PUSH HL EX DE,HL LD A,(SECTOR) LD D,0,E,A CALL DIV LD H,C INC L POP DE CALL W_CHS RET ;Деление. <> DIV LD A,E OR D RET Z XOR A LD C,A,B,A EX DE,HL DIVW1 INC B BIT 7,H JR NZ,DIVW2 ADD HL,HL JR DIVW1 DIVW2 EX DE,HL DIVW3 OR A SBC HL,DE JR NC,DIVW4 ADD HL,DE DIVW4 CCF RL C,A RR D,E DJNZ DIVW3 LD B,A RET SH_SUM DB головки * сектора. SECTOR DB количество секторов.
Чтобы записать информацию на винчестер, необходимо установить головку с помощью подпрограммы W_CHS или SET_ и выполнить следующую подпрограмму:
;Пишем сектора, заданные. ;IN: HL-buffer for writing, A-SECTORS WRITE LD B,A PUSH BC LD BC,#FABE CALL OUT_A LD (BUF),HL LD A,#30 CALL HDSC; команда писать... POP BC WRITE1 PUSH BC CALL WRITE_S POP BC DJNZ WRITE1 RET ;WRITE Sector. ;пишем сектор... WRITE_S LD HL,(BUF) LD BC,#00BE LD DE,#D8F8 WRITE_1 PUSH BC LD B,D INC HL LD A,(HL) CALL OUT_A LD B,E DEC HL LD A,(HL) CALL OUT_A INC HL INC HL POP BC DJNZ WRITE_1 LD (BUF),HL RET
Ниже я приведу список команд, актуальных при работе с винчестером на Спектруме.
После команды необходимо дождаться установки сигнала DRQ и выполнить подпрограмму READ_S, предварительно записав в ячейку (BUF) адрес в памяти, куда считывать информацию о винчестере. Вот наиболее важные значения:
+2 — количество цилиндров (2 байта);
+6 — количество головок (2 байта);
+12 — количество секторов (2 байта);
+20 — серийный номер (20 символов);
+40 — тип буфера винчестера (2 байта);
+42 — размер буфера в секторах (2 байта);
+46 — версия прошивки (8 символов);
+54 — название модели (40 символов).
Указанные здесь количества головок, секторов и цилиндров в большинстве случаев оказываются ложными. Кроме того, вся текстовая информация имеет нестандартный формат. Сначала идет старший байт, затем младший. Для приведения ее в удобочитаемый вид нужно поменять первый байт со вторым, третий с четвертым и т.д.
Весь текст выровнен по левому краю и дополнен пробелами. В случае, если первый байт текста — 0, то название не определено.
Тип буфера винчестера:
0 — не определено.
1 — одиночная буферизация, винчестер не может производить одновременные операции чтения и записи.
2 — двойная буферизация. Винчестер может одновременно считывать и записывать информацию.
3 — двойная буферизация, кроме того чтение осуществляется с кэшированием.
Ячейка размера буфера показывает, какой объем имеет внутренний буфер винчестера. Чем больше объем буфера, тем выше скорость обмена данными между винчестером и компьютером.
Происходит остановка винчестера до выполнения следующей команды.
Эта команда перемещает головки чтения/ записи с любого места диска на цилиндр 0. Если дисковод не может установить головку на нулевой цилиндр, генерируется ошибка "Дорожка Не Найдена" (Track Not Found).
Работа команд описана выше.
Винчестер полностью останавливается. Единственным способом вывести жесткий диск из режима Остановка без выключения питания и аппаратного сброса является программный сброс.
Эта команда переводит винчестер в Дежурный режим. Если Диск уже остановлен, то последовательность остановки диска не выполняется.
Также я хочу рассказать о том, как мне удалось написать подпрограмму, определяющую истинную логическую геометрию винчестера.
Общеизвестно, и я здесь об этом писал, что логическую геометрию жесткого диска можно прочитать из сектора, вызываемого командой Identify Drive, и именно так поступает Теневой Монитор опцией Auto Detect Hard Disk. Но в 25% случаев эта информация оказывается неверной.
Как же узнать реальные значения цилиндров/головок/секторов своего винчестера? Ведь полагаться на слова продавца, у которого вы сей винчестер покупаете, очень ненадежно.
Моя же идея очень проста: допустим, вы даете жесткому диску команду читать 256 секторов. Считываете один сектор (подпрограммой READ_S). Теперь в регистрах цилиндра/головки/секторов записаны значения следующего по порядку относительного сектора. То есть номер сектора увеличился на 1. Считываем следующий сектор. И как только сектор принял значение 1 и увеличился номер головки, значит, предыдущее значение сектора и есть количество секторов на винчестере. То же самое с головками (ждать, пока головка не примет значение 0 и не увеличится номер сектора). С цилиндрами посложнее, но, с другой стороны, если работать в пределах существующих подразделов, знать максимальное количество цилиндров вовсе не обязательно — за пределы винчестера вы не выйдите. Тем не менее, определить количество цилиндров можно — например, читая 0 головку и 1 сектор каждого цилиндра, пока не произойдёт ошибка, то есть пока сектор будет не найден.
Приведенная здесь программа автоматически определит количество головок и секторов на винчестере. Метка TABL должна указывать на 512-байтный буфер.
;Автоконфигурация винта. ;OUT: [H] — HEADS. ; [L] — SECTORS. A_CONF LD DE,0 LD H,D LD L,E CALL W_CHS LD A,#EC CALL HDSC LD BC,#FFBE CALL IN_A OR A RET Z ;устройства нет CALL R_CHS OR A LD HL,#EB14 SBC HL,DE RET Z ;это CD-ROM CALL NO_BSY LD DE,0 LD HL,#0002 CALL W_CHS LD A,65 LD BC,#FABE CALL OUT_A LD A,#20 CALL HDSC CALL NO_BSY LD BC,#FBBE A_CONF2 PUSH BC CALL IN_A LD D,A PUSH DE LD BC,#FFBE A_CONF3 CALL IN_A BIT 3,A JR Z,A_CONF3 LD HL,TABL LD (BUF),HL CALL READ_S CALL NO_BSY POP DE POP BC CALL IN_A SUB D JR NC,A_CONF2 LD A,D PUSH AF LD (A_CONFS-1),A LD A,1 LD (A_CONFS),A A_CONFS EQU $+2 LD HL,#0100 LD DE,0 CALL W_CHS LD A,2 LD BC,#FABE CALL OUT_A LD A,#40 CALL HDSC CALL NO_BSY LD BC,#FEBE CALL IN_A LD HL,A_CONFS AND 15 OR A JR Z,A_CONFH INC (HL) JR A_CONFS-2 A_CONFH LD A,(HL) INC A LD H,A POP AF LD L,A RET
В системе MS-DOS программы для Спектрума, разумеется, работать без определенной и очень трудоемкой адаптации не могут. Требовалось создать на жестком диске систему TR-DOS. Авторы Теневого Монитора подошли к решению этой проблемы довольно оригинально: на винчестере создается последовательность TR-DOS образов дисков, и каждый из этих образов можно "подсоединить" к носителю A, B, C или D и операционная система TR-DOS будет работать с этим образом, не подозревая, что это не реальный диск. Отсюда идет терминология: диск физический (гибкий флоппи-диск) и диск эмулированный (HDD-образ).
Структурная организация размещения на винчестере информации выглядит следующим образом.
1. Создастся глобальный подраздел, носящий всегда название MFS (MOA File System?). Теневой Монитор будет работать только с ним. Кроме этого подраздела на жестком диске могут находиться подразделы других операционных систем. Таким образом, один винчестер можно использовать как на Спектруме, так и на других компьютерах.
2. Внутри глобального подраздела создаются так называемые локальные подразделы. Они могут быть следующих видов:
— TR-DOS. Этот подраздел содержит в себе последовательность TR-DOS образов дисков (от 1 до 51).
— MicroDos. Как писал автор Теневого Монитора, этот подраздел зарезервирован для совместимости с ПК, использующими эту ОС, и программная поддержка этого подраздела планировалась написаться в дальнейшем. Но до настоящего времени так ничего написано и не было.
— IS-DOS. Подраздел для ОС с одноименным названием.
— BAD. С помощью этого подраздела на винчестере покрывается область, имеющая сбойные сектора.
Способы работы с этой структурой винчестера через меню Теневого Монитора и подпрограмму RST 8 довольно разнообразны. Здесь же я приведу описание того, как эта структура выглядит "изнутри".
Список глобальных подразделов находится в 0 относительном секторе (0 цилиндр, 0 головка, 1 сектор) по адресу #01BE, и занимает 16 байт, где:
+0 — У MOA 0. +1 — головка | +2 — сектор | начала +3 — цилиндр (?) | подраздела. +4 — у MOA #53 — MFS. +5 — ? +6 — ? +7 — ? +8 | +9 | относительный адрес +10 | подраздела. +11 | +12 | +13 | Длина подраздела +14 | (в секторах). +15 |
Всего таких описателей может быть 4. Четвертый байт #53 — признак подраздела MFS. Смысл 5, 6 и 7 байта мне так разгадать и не удалось. Также я не совсем уверен в значении 3-го байта. Тем не менее, 2-й и 3-й байты указывают местоположение списка локальных подразделов.
Он занимает 2 сектора (1024 байта). Описание каждого подраздела занимает 16 байт и выглядит следующим образом.
+0 — тип подраздела: 1 — TR-DOS. 2 — MicroDos. 3 — Is-DOS. 4 — BAD. +1 | +2 | относительный адрес +3 | подраздела. +4 | +6 | +7 | Длина подраздела +8 | (в секторах). +9 | +10 — имя подраздела (6 символов).
С помощью 4-байтного относительного адреса мы можем обратиться к началу любого локального подраздела.
Подразделы MicroDos и BAD внутренней структуры не имеют. Подраздел IS-DOS такую структуру имеет, но определяется она целиком и полностью только этой операционной системой. Здесь я лишь расскажу, как запустить IS-DOS, находящийся на винчестере.
Запуск будет происходить с помощью подпрограммы RST 8. Для этого необходимо выполнить следующую подпрограмму:
LD DE,имя подраздела * LD A,15; подключаем к диску "D" LD H,A; глюк MOA: SET 4,(HL) LD C,35 RST 8 DB #81 LD HL,буфер для 1 сектора. PUSH HL LD BC,#0124; читать 1 сектор. LD DE,1 RST 8 DB #81 POP HL LD A,(HL) CP #18; jr $+... ? RET NZ; незапускаемый IS-DOS JP (HL); запустили
Хочу заметить, что в некоторых случаях IS-DOS запускается неполноценно. В чем здесь дело: то ли в стеке, то ли в какой-либо установленной не так странице — предстоит определить вам самим.
Теперь рассмотрим подраздел TR-DOS. Он является одним из центральных подразделов на винчестере, поскольку большинство программ работают именно с этой операционной системой. Поэтому его мы рассмотрим наиболее подробно. Структура подраздела такова: в первых двух секторах находится описание TR-DOS образов дисков. Описание абсолютно аналогично по своей структуре описанию локальных дисков. Каждый диск описан 16 байтами, где +0 — всегда 1 (TR-DOS), +1 — адрес образа диска плюс 1, +6 — длина диска (всегда 1, 5, 0, 0 — поскольку длина TR-DOS образа строго фиксирована: 1280+1 512-байтных секторов), +10 — имя диска. Стандартное имя — Disk??, где ?? — порядковый номер диска, но его можно безболезненно для Теневого Монитора менять.
Обратите внимание, что к адресу диска на винчестере необходимо прибавлять 1 сектор. Дело в том, что перед каждым диском непонятно зачем существует 512-байтная область, заполненная нулями.
Хочу также обратить внимание на максимально допустимое количество образов дисков в TR-DOS подразделе. Мне доводилось встречать мнение, что их может быть больше, чем 51. Объясняю, в чем здесь заблуждение: дело в том, что Теневой Монитор для обращения к дискам внутри подраздела использует 16-разрядный регистр. Относительно начала подраздела адрес 51-го диска будет #FF33, а адрес 52-го диска был бы #010434. Именно поэтому максимальное количество дисков в подразделе — 51.
Каждый подраздел или образ диска можно подключить к драйверу A, B, C или D. Информация об эмуляции находится во 2 относительном секторе, если Теневой Монитор работает не в LBA режиме, и в 3 относительном секторе, если флаг LBA включен. Ее длина — 1 сектор. Каждый диск описан 22-мя байтами:
+0 — тип подраздела (0 — эмуляции нет). +1 | +2 | адрес диска/подраздела. +3 | +4 | +5 — тип подраздела. +6 | +7 | длина диска/подраздела. +8 | +9 | +10 — имя подраздела (6 байт). +16 — имя диска/подраздела (6 байт).
В случае, если мы подключаем образ диска, то в +10 будет имя подраздела, а в +16 — имя образа диска (Disk01 и подобное). Если же подключен не TR-DOS подраздел, то в +16 будет имя подраздела (то есть то же, что и в +10).
Чтобы полноценно подключить диск или подраздел, необходимо выполнить следующие действия:
1. Подключить эмуляцию через RST 8. Эмуляция пропишется в 8 страницу.
2. Считать сектор эмуляций с винчестера.
3. Изменить эмуляцию диска.
4. Записать CRC в сектор эмуляций.
5. Записать этот сектор на винчестер.
Очень важно при изменении эмуляции просчитать контрольную сумму. Если при считывании этого сектора Теневым Монитором контрольная сумма не совпадёт, то он снимет эмуляции со всех четырех дисков.
Чтобы вычислить верную контрольную сумму, надо делать следующее:
LD DE,сектор в памяти. LD BC,508 CALL CRC LD HL,сектор + 508. LD (HL),E INC HL LD (HL),D RET
Приведенный ниже код расчета CRC любезно предоставлен мне MOA и представляет из себя, как он мне объяснил, "гибрид" CRC-16 и CRC-32.
;Cyclic Redundancy Check. ;Подсчет контрольной суммы. ;IN : [DE] — START, [BC] — LENGHT ;OUT: [DE] — CRC-SUMM. CRC LD HL,#FFFF PUSH IX PUSH DE POP IX EX DE,HL CRC_1 LD HL,CRC_TAB LD A,(IX) INC IX XOR E ADD A,L LD L,A JR NC,CRC_2 INC H CRC_2 LD A,D XOR (HL) LD E,A INC HL XOR A XOR (HL) LD D,A DEC BC LD A,C OR B JR NZ,CRC_1 POP IX RET CRC_TAB DW #0000,#1021,#2042,#3063 DW #4084,#50A5,#60C6,#70E7 DW #8108,#9129,#A14A,#B16B DW #C18C,#D1AD,#E1CE,#F1EF DW #1231,#0210,#3273,#2252 DW #52B5,#4294,#72F7,#62D6 DW #9339,#8318,#B37B,#A35A DW #D3BD,#C39C,#F3FF,#E3DE DW #2462,#3443,#0420,#1401 DW #64E6,#74C7,#44A4,#5485 DW #A56A,#B54B,#8528,#9509 DW #E5EE,#F5CF,#C5AC,#D58D DW #3653,#2672,#1611,#0630 DW #76D7,#66F6,#5695,#46B4 DW #B75B,#A77A,#9719,#8738 DW #F7DF,#E7FE,#D79D,#C7BC DW #48C4,#58E5,#6886,#78A7 DW #0840,#1861,#2802,#3823 DW #C9CC,#D9ED,#E98E,#F9AF DW #8948,#9969,#A90A,#B92B DW #5AF5,#4AD4,#7AB7,#6A96 DW #1A71,#0A50,#3A33,#2A12 DW #DBFD,#CBDC,#FBBF,#EB9E DW #9B79,#8B58,#BB3B,#AB1A DW #6CA6,#7C87,#4CE4,#5CC5 DW #2C22,#3C03,#0C60,#1C41 DW #EDAE,#FD8F,#CDEC,#DDCD DW #AD2A,#BD0B,#8D68,#9D49 DW #7E97,#6EB6,#5ED5,#4EF4 DW #3E13,#2E32,#1E51,#0E70 DW #FF9F,#EFBE,#DFDD,#CFFC DW #BF1B,#AF3A,#9F59,#8F78 DW #9188,#81A9,#B1CA,#A1EB DW #D10C,#C12D,#F14E,#E16F DW #1080,#00A1,#30C2,#20E3 DW #5004,#4025,#7046,#6067 DW #83B9,#9398,#A3FB,#B3DA DW #C33D,#D31C,#E37F,#F35E DW #02B1,#1290,#22F3,#32D2 DW #4235,#5214,#6277,#7256 DW #B5EA,#A5CB,#95A8,#8589 DW #F56E,#E54F,#D52C,#C50D DW #34E2,#24C3,#14A0,#0481 DW #7466,#6447,#5424,#4405 DW #A7DB,#B7FA,#8799,#97B8 DW #E75F,#F77E,#C71D,#D73C DW #26D3,#36F2,#0691,#16B0 DW #6657,#7676,#4615,#5634 DW #D94C,#C96D,#F90E,#E92F DW #99C8,#89E9,#B98A,#A9AB DW #5844,#4865,#7806,#6827 DW #18C0,#08E1,#3882,#28A3 DW #CB7D,#DB5C,#EB3F,#FB1E DW #8BF9,#9BD8,#ABBB,#BB9A DW #4A75,#5A54,#6A37,#7A16 DW #0AF1,#1AD0,#2AB3,#3A92 DW #FD2E,#ED0F,#DD6C,#CD4D DW #BDAA,#AD8B,#9DE8,#8DC9 DW #7C26,#6C07,#5C64,#4C45 DW #3CA2,#2C83,#1CE0,#0CC1 DW #EF1F,#FF3E,#CF5D,#DF7C DW #AF9B,#BFBA,#8FD9,#9FF8 DW #6E17,#7E36,#4E55,#5E74 DW #2E93,#3EB2,#0ED1,#1EF0
|