|
Н |
Чем же отличается содержание сборника или, другими словами, альманаха от журнала? Тем, что в нем помещаются "холодные" материалы вроде популяризации программирования, руководства по исследованию кодов, описания сложных игр и т.п. — т.е. капитальные справочные статьи. В журнале же публикуются "горячие" статьи, освещающие жизнь общества, в котором он выходит. Это в первую очередь (ведь содержание адресовано рядовому пользователю) публикация "проходилок" новых интересных игр, широкий обзор новинок софта — заметьте, таких статей должно быть не меньше 60-70% от общего объема материалов; рассказывается о разных проектах и т.д. И, что по важности стоит на втором месте после игровых статей, — активная переписка и сотрудничество с читателями.
Попробуем разобраться, почему нынешние издания висят на волоске от смерти.
Как Вы уже наверное догадались, в первую очередь потому, что на самом деле русскоязычных электронных журналов в истинном значении этого слова нет — есть лишь альманахи под каким-нибудь серийным названием. Это главная причина непопулярности (а значит, и малоприбыльности) наших журналов. Кстати, насчет цены: читатель платит 50% стоимости журнала именно за его регулярность выхода. С какой стати ему выкладывать деньги на сомнительный сборник, который ничем не поддерживает его (читателя) мир интересов?
А сейчас "проедемся" по содержанию современных журналов с целью выяснить их просчеты и подсказать верный вариант тематики статей. Из игрового раздела максимум, что способны выжать наши издания — это публикация одного-двух описаний игр (зачастую на низком уровне), пару новелл, тоже низкосортных. Кстати, настоящая компьютерная новелла является не фантазией игрока, а довольно сложной статьей, где в художественной форме предподносятся последовательные игровые действия и дается справочная информация вроде карты, паролей и т.п. Обзор новинок софта помещается далеко не в каждом номере, а если и публикуется, то на газетном уровне. Почему? А вы знаете, что такое журнальный обзор ПО? Это в первую очередь награждение той или иной программы специальным фирменным значком журнала, соответствующим уровню оной. Такого в наших изданиях и в помине не было. Далее системный раздел — это единственный материал в наших журналах, который всегда на высоком уровне. Так сказать, ложка меда в бочке дегтя. Затем снова следуют статьи, публикуемые под разделом вроде "Разное", где стравливают различные компьютеры, мудрствуют о теоритических проблемах и т. п. — в общем, тот хлам, которым авторы журнала заполняют свободное место. Кстати, принципиальный читатель из-за этого неуважения может даже отказаться от покупки!
Перейдем к Главной Проблеме наших изданий, о которой редакторы не устают кричать: нет активности среди читателей, нет корреспондентов — а значит, отсутствие писем, т.е. той связи, через которую журнал может общаться с читателями и получать 50% материалов. Разумеется, они обвиняют в этом кого угодно, но только не себя. А между тем, главный закон предпринимателя таков: ВСЕГДА нужно начинать с себя, даже если кто-то не прав — переубеди его не словами, а делами. Но вернемся к проблеме, а точнее — к ее устранению.
Итак, проблема "А": нет писем. А зачем читателю писать в журнал, не зная, когда — через месяц или год — будет новый номер? Если он вообще выйдет... Проблема "Б": нет материалов от читателей. Во-первых, см. выше, а во-вторых, где гонорары? Почему некоторые журналы вознаграждают за статьи бесплатным номером, а не деньгами (хотя бы 1-1.5$ за статью)? Вот две основные причины отсутствия корреспонденции. В числе других можно назвать и отсутствие ответа на каждое письмо (в случае почтового, естественно, при наличии обратного конверта), и нежелание самим начать переписку с творческими группами.
Подведем итог. Каким должен быть спектрумовский журнал и как нужно проводить его политику? Вот приблизительная стратегия создателей нового журнала.
1) Строго следовать намеченному графику выходов новых номеров и честно оповестить в рекламной кампании, сколько будет выпусков в год.
2) Журнал должны издавать либо трейдеры, либо те, кто имеет широкие связи с творческим миром и могут на начальных порах вложить некоторую сумму денег на оплату качественных статей.
3) В редакции должны быть известные спектрумовскому обществу люди, которые могли бы от имени создаваемого журнала начать активную переписку с потенциальными авторами статей.
4) Иметь доступ к большому кол-ву компьютерных сетей, вот необходимый минимум: Internet, FidoNet, ZXNet. Иметь почтовый адрес и телефон, куда мог бы обратиться рядовой читатель.
5) Статей на игровую тематику должно быть не меньше пятидесяти процентов от общего объема. Идеальный вариант содержания: 50% — игры, 10% — системки, 15% — программирование, 5% — железо. Остальное — письма, интервью, реклама.
6) Иметь гибкую систему гонораров.
Это есть шесть основных принципов. При невыполнении хотя бы одного из них рушится вся система. Большинство из этих законов соблюдал только "Spectrofon" — результат очевиден даже при воплощении некоторых из них: огромная популярность у читателей и наибольшее кол-во номеров из всех русскоязычных электронных журналов.
Сегодня сложилась интересная ситуация: те спектрумисты, которые имеют талант "писателей", реализуют себя в бесплатных электронных газетах. Из-за отсутствия материальной поддержки эти газеты входят непериодично, ввиду чего они недостаточно освещают мир Спектрума. Поэтому бесплатная пресса должна стремиться, как это ни трудно, к периодичности, дабы обрести живую нить, связывающую собратьев по увлечению.
|