О |
Гуадалканал — одна из самых лучших стратегических игр, сделанных в режиме реального времени. Игра интересная и динамичная, долго не надоедает. В первую очередь потому, что путей к победе может быть несколько: можно, уничтожив вражескую транспортную группу, развивать наступление на суше, или, собрав вместе все силы, атаковать головной флот врага Можно наоборот, вести затяжную воздушную войну, уклоняясь от встреч с врагом. Игровое поле внушительных размеров предоставляет хорошие возможности для маневров.
В зависимости от выбранного сценария. Вы играете за американцев (сценарии 1,2) или японцев (сценарий 3). В сценарии 1 перемещения противника сделаны видимыми, и начало боевых действий относится к декабрю 1942 года. Сценарии 2 и 3 отличаются друг от друга только стороной, за которую Вы воюете. Перемещения противника сделаны невидимыми. Начало боевых действий — август 1942 года.
После загрузки на экране появляется главное меню:
1. Сценарий N1
2. Сценарий N2
3. Сценарий N3
4. Загрузка отложенной игры
5. Перезадание клавишей (по умолчанию. SPACE, A, Z, X, С).
Перемещение по списку: А — вверх, Z — вниз, SPACE — выбор.
После выбора и загрузки сценария Вы попадаете в основной экран. Он разделен на несколько частей.
1. В самом верху находятся строки сообщений (точнее, три строки). Здесь, с указанием времени, печатаются различные сообщения, донесения разведки, данные радиоперехвата и т.д.
2. Под строкой сообщений находятся десять основных пиктограмм (о них — немного позже).
3. Слева под строкой пиктограмм расположена крупномасштабная карта боевых действий. Боевые части и базы на ней показаны в виде мигающих точек.
4. Справа под строкой пиктограмм находятся: часы, календарь, указатель времени суток и флаг той стороны, за которую Вы воюете.
5. Под крупномасштабной картой находится локальная карта боевых действий. Видимый на ней участок показан на крупномасштабной карте прямоугольной рамкой.
6. Справа от локальной карты размещен информационный экран. На нем отображается информация о соединении, на которое в данный момент наведен курсор, а также дополнительные пиктограммы.
Их всего десять (слева направо).
1. Отдача приказов, перемещение по карте. При выборе этой пиктограммы на локальной карте появляется квадратная рамка — курсор. Наведите ее на какую-нибудь часть и нажмите FIRE. На информационном экране появятся дополнительные пиктограммы. Вы можете отдать части приказ, просмотреть ее данные. Для ускоренного перемещения курсора по карте нажмите клавишу перемещения+FIRE.
2. Ускорение течения времени. Очень полезная пиктограмма. Пока Вы держите нажатой кнопку FIRE, время движется в несколько раз быстрее.
3. Разведчики. Их шестеро — от рядового до капитана. Вы можете выбрать одного за раз. В случае гибели разведчика Вам снова предоставится право выбора. После того, как разведчик выбран, он появляется на карте, и Вы можете им управлять.
4. Радиоразведка. После выбора этой пиктограммы экран делится пополам. Левая часть — это расшифровка вражеского кода, правая — радиоперехват. Вы должны разделить между ними 100% усилий Ваших специалистов. В начале игры усилия распределены поровну — 50/50.
5. Список Ваших частей. В левой половине экрана — корабли, в правой — сухопутные части и авиагруппы (только те-, которые в данный момент находятся в воздухе).
6. Погода. Бывает: Хорошая (GOOD), плохая (POOR) и штормовая (STORMY).
7. Список Ваших погибших;кораблей.
8. Пауза.
9. Запись состояния на кассету (или диск).
10. Выход в начальное меню. Нажмите FIRE и не отпускайте несколько секунд.
Основные сражения за остров развертываются на море, поэтому морские соединения играют в GUADALCANAL'e самую важную роль. Наведите курсор на одно из соединений, и нажмите FIRE. На информационном экране появится ряд дополнительных пиктограмм.
1) EXIT — выход.
2) MOVE — перемещение. После выбора на экране появляется надпись: AWAITING ORDERS (ожидает приказаний). Перемещайте курсор в нужный квадрат. Но помните: часть будет двигаться точно по заданной Вами траектории. Маршрут перемещения части отображается на крупномасштабной карте.
3) FORMATION — состав группы. На экране появляется список крупных кораблей и количество эсминцев (DESTROYERS) в группе. Для транспортных групп сообщается также и количество транспортов (TRANSPORTS). Принятые сокращения: ВВ — линкор, CV — авианосец, СА — тяжелый крейсер, CL — легкий крейсер. Названия горящих и тонущих кораблей выделяются красным цветом, поврежденных — желтым. Перемещаясь по списку клавишами "вверх", "вниз" и нажимая "огонь", можно просмотреть состояние отдельных кораблей. У них могут быть повреждены (DAMAGED): корпус (HULL), рули (RUDDERS), палуба (DECK), мостик (BRIDGE) и двигатели (ENGINES). Ниже может находится одно из следующих сообщений: горит (ON FIRE), тонет (SINKING), нуждается в ремонте (REPAIRS/NEEDED), идет на буксире (ON TOW).
4) COMBAT — сражение. После выбора на экране появляются две новые пиктограммы — ATTACK и WITHDRAW, а также надпись STRENGTH <число> (ударная сила подразделения в условных единицах. Если Вы хотите атаковать противника, выберите ATTACK, наведите курсор на соединение противника и нажмите FIRE. В графе TARGET появится название атакуемого соединения. Дальность атаки — до четырех игровых полей. Атаковать можно вражеские корабли и базы. Порты, пехоту и авиацию противника атаковать нельзя. WITHDRAW — прекратить атаку и отступить.
5) TRANSFER — перегруппировка. Эта пиктограмма появляется только тогда, когда две Ваши морские части входят в соприкосновение. После выбора на экране появляются списки кораблей обеих частей. Перемещаясь по спискам, Вы можете перебрасывать корабли из одной группы в другую. Это удобно, когда Вы хотите усилить одну из групп, или собрать поврежденные корабли для отвода на ремонт.
6) AIR — запуск авиагруппы. Эту пиктограмму имеют только те соединения, в составе которых есть авианосцы. После того, как Вы выбрали AIR, на экране появляется пиктограмма LAUNCH (запуск). Вначале игры палубы авианосцев закрыты (ON DECK: CAP). Выбирайте LAUNCH. Через некоторое время покрытие будет снято (CAP UP) и на палубу поднимется первая авиагруппа (ON DECK: UNIT 1). Снова выбирайте LAUNCH. Пиктограмма сменится надписью LAUNCHING и через 20 минут игрового времени авиагруппа поднимется в воздух. В случае повреждения палубы (DECK DAMAGED) вылет невозможен.
Еще три пиктограммы предназначены только для транспортных групп.
7) ANCHOR — поднять/бросить якорь. Действует только, если группа находится в порту. После выбора надпись ANCHOR UP (якорь поднят) сменится надписью ANCHORED (стоит на якоре). Когда выгрузка снабжения будет закончена, используя ту же пиктограмму, можно поднять якорь (появится надпись WICHING). Подъем якорей занимает 15 минут игрового времени.
8) SUPPLY — снабжение. После выбора на экране появляется надпись: CAPACITY <число>. Она показывает суммарную грузоподъемность транспортной группы. Ниже распечатывается список ресурсов с указаниями количества: TROOPS (пехотинцы), AMMUNITION (боеприпасы), ARMS (оружие), MEDICAL (лекарства), GENERAL (пища и предметы обихода) и AVIATION FUEL (авиационное топливо).
9) HOME — домой. После выбора этой пиктограммы транспортная группа возвращается в порт снабжения. При этом прокладываемый курс не всегда оптимален, так что есть смысл самому задать его, используя пиктограмму MOVE.
Авиация играет в GUADALCANAL'e не последнюю роль. Продуманно используя авиагруппы, можно нанести противнику большой ущерб. Вражеские самолеты тоже могут доставить Вам крупные неприятности. Поэтому в первую очередь старайтесь потопить вражеские авианосцы (и оберегайте свои). Итак, Ваша группа поднялась в воздух и ждет указаний. Наведите на нее курсор и нажмите FIRE. На информационном экране появится ряд пиктограмм:
1) EXIT — выход.
2) MOVE — перемещение. Аналогично морским частям.
3) STATUS — статус. Выдает информацию о состоянии авиагруппы: на сколько минут осталось топлива (FUEL <число> MINS), боеприпасы (AMMO), количество истребителей (FIGHTERS), бомбардировщиков (BOMBERS) и торпедоносцев в группе.
4) COMBAT — сражение. Аналогично морским частям. Дальность атаки — одно игровое поле. Атаковать можно корабли, пехоту, базы.
5) HOME — домой. Возвращение на авианосец (аэродром). Если Ваш авианосец перемещается, то курс лучше подкорректировать, используя MOVE, иначе авиагруппа может "заблудиться" и потом долго догонять свои корабли. Кстати, если Ваш авианосец затонул или получил повреждения, то Вы можете посадить авиагруппу на другой. Но помните, что один авианосец не может принять более трех авиагрупп.
Боевые действия на суше не имеют такого значения, как морские сражения. Можно даже выиграть битву за Гуадалканал, вообще не используя пехотные части,
Пиктограммы управления пехотой.
1) EXIT — выход.
2) MOVE — перемещение. Аналогично морским частям.
3) STATUS — статус. Информация о части, мобильность (MOBILITY), ударная сила (STRENGTH), боеприпасы (AMMO), оружие (ARMS), больные малярией (MALARIA), моральный дух (MORALE).
4) COMBAT — сражение. Атаковать можно вражескую пехоту и базы. Дальность атаки — одно игровое поле.
5) SUPPLY — снабжение. Распечатывается список ресурсов, которыми обладает часть.
6) TACTIC — тактика ведения боя. Пиктограмма существует только для американских частей Переключает режимы: свободно перемещаться (MOVE OUT), окопаться (DIG-IN OUT). В режиме DIG-IN ударная сила увеличивается в два раза, но часть не может перемещаться.
Гидроплан (SEAPLANE) — очень полезная вещь Используется только для разведки. Без него Вы не сможете навести свои авиагруппы на цель. Он имеет только одну пиктограмму — MOVE. Может летать только над поверхностью моря. В шторм гидроплан разбивается, но через некоторое время Вы получаете новый.
Разведчик (SCOUT) используется для разведки на суше. Имеет только одну пиктограмму — MOVE.
Американцы имеют один порт — LUNGA POINT и одну базу — аэродром HENDERSON. Японцы держат под своим контролем два порта — TASSAFARONGA и TAIVU POINT, а также две базы — GUADALCANAL W. и GUADALCANAL Е., соответственно.
Ваша транспортная группа может встать на якорь только в своем порту. Вражеские порты для Вас недоступны. После того, как Вы встали на якорь, автоматически начинается выгрузка снабжения на базу. Базы имеют только одну пиктограмму — SUPPLE; наведите на нее курсор и нажмите FIRE столько раз, сколько единиц снабжения Вы хотите передать части. При этом часть должна находится на расстоянии не более двух игровых полей от базы.
База-аэродром HENDERSON имеет еще две дополнительные пиктограммы — STATUS и LAUNCH (запуск самолетов). Действует аналогично такой же пиктограмме для морских соединений. STATUS сообщает информацию о состоянии аэродрома: количество авиационного топлива (AVIATION FUEL) и исправности взлетной полосы (DECK OK). В случае ее неисправности, выдается сообщение: "Закрыто. Ремонт займет <число> часов" (CLOSED REPAIR WILL TAKE <число> HOURS).
На самых краях карты, слева и справа, находятся японский и американский порты снабжения (SUPPLY PORT). В порту снабжения можно отремонтировать поврежденные корабли, погрузить снабжение для пехотных частей на транспорты. Для ремонта Вы должны просто привести соединение в порт снабжения, сам ремонт производится автоматически. Для погрузки снабжения транспортная группа должна быть приведена в порт и поставлена на якорь. После чего, выйдя в режим SUPPLE и нажимая FIRE можно, перемещаясь по списку, набрать нужное количество ресурсов. Но не забывайте о грузоподъемности!
После того, как компьютер решит, что одна из сторон победит другую, он выдаст свое заключение о том, кто победил и Ваш личный рейтинг (от простого матроса до адмирала). После этого программа возвращается в первоначальное меню, и Вы можете загрузить любой сценарий и начать игру снова.
1. Помимо трех подгружаемых сценариев игра имеет еще один блок — TRAINER. Его можно загрузить, выбрав опцию "загрузка отложенной игры". Этот блок служит исключительно для тренировки. Здесь совсем нет врагов, и можно спокойно попрактиковаться в управлении войсками.
2. Если у Вас совсем нет опыта работы с этой игрой, то выбирайте сценарий N1. Здесь перемещения противника сделаны видимыми и Вы не заблудитесь на карте. После этого можете загрузить сценарий N3 Здесь перемещения врага невидимы, но из-за почти двукратного превосходства японского флота, выиграть даже легче, чем в сценарии N1. Сценарий N2 — самый сложный.
3. Ваш личный рейтинг зависит не от того, сколько кораблей противника Вы потопили, а от того, сколько погибло Ваших кораблей. Можно уничтожить всю вражескую группу, при этом потеряв половину своей, и получить рейтинг — капитан А — можно, уничтожив только 2-3 вражеских корабля и не потеряв ни одного своего, стать адмиралом.
4. К большому минусу этой игры можно отнести слабую активность сухопутных частей. Настолько слабую, что непонятно, зачем они вообще нужны? Только для соблюдения исторической правды? Если Вы играете за американцев, то японцы с маниакальным упорством камикадзе атакуют своими более слабыми частями более сильные Ваши. Но это еще понятно. Если же Вы играете за японцев, то американские части вообще никак не реагируют на Ваше присутствие, пока Вы сами на них не наткнетесь. Этим, кстати, можно воспользоваться: не вступая в перестрелку с американскими частями, подведите свою часть к их базе — аэродрому HENDERSON и атакуйте его. Теперь Вы избавлены от налетов вражеской наземной авиации. При этом американцы никак не будут пытаться помешать Вам (что выглядит в высшей степени странно).
5. Несмотря на то, что в ночное время полеты прекращаются, авиагруппы, которые к этому времени находились в воздухе, могут продолжать боевые действия и, отбомбившись, вернуться на родной корабль (аэродром).
6. Если Вы дали команду на взлет одной авиагруппе, а в это время другая идет на посадку, то первая авиагруппа будет убрана в ангары, чтобы освободить место для посадки второй. В этом случае имеет смысл задержать вторую авиагруппу, пока не взлетела первая. (Если, конечно, хватит топлива.)
CODE COMPLETE — кодирование закончено;
ENEMY CODE BROKEN — вражеский код расшифрован;
ENEMY CODE UNKNOWN — вражеский код не расшифрован;
SUPPORT GROUP DECK READY — группа поддержки готова к запуску самолетов;
UNIT IS AWAITING ORDERS — авиагруппа IS ожидает приказаний;
UNIT IS LOW FUEL — у авиагруппы IS осталось мало топлива;
UNIT IS SITUATION CRITICAL — авиагруппа IS ситуация критическая;
UNIT IS DITCHING — авиагруппа IS совершила вынужденную посадку;
HENDERSON RUNWAY READY — аэродром Хендерсон готов к запуску самолетов.
C.A.F.3 EN ROUTE — авиагруппа C.A.F.3 на подлете к аэродрому;
SEAPLANE REPORTS ENEMY AIRCRAFT SIGHTED — гидроплан сообщает: замечен вражеский самолет;
SEAPLANE REPORTS STRANGE SHIP SIGHTED — гидроплан сообщает: замечен чужой корабль;
STORMY WEATHER — штормовая погода;
AIRCRAFT GROUNDED — гидроплан разбился;
SCOUT REPORTS ENEMY SIGHTED — разведчик сообщает: замечен враг;
SCOUT LOST — разведчик погиб;
TRANSPORT GROUP IN HARBOUR — транспортная группа в порту;
1ST DIVISION EMBARKED — 1-ая пехотная дивизия погрузилась на транспорт;
TRANSPORT GROUP ANCHOR UP — транспортная группа подняла якоря;
TRANSPORT GROUP REPORTS SUBMARINE ALERT — транспортная группа сообщает: замечена подводная лодка;
TRANSPORT GROUP UNDER ATTACK — транспортная группа атакована вражескими кораблями;
TRANSPORT GROUP LOST транспортная группа разбита;
1ST DIVISION LOST IN SEA — 1-ая пехотная дивизия погибла в норе (вместе с транспортом);
CV ENTERPRISE ON FIRE! — авианосец Энтерпрайз горит!
INTERSEPTION: BB KIRISHIMA ON FIRE! — радиоперехват, линкор Киришима горит!
СА NORTHAMPTON IS SUNK PICKING UP SURVIVOR — тяжелый крейсер Нортгемптон затонул. Оставшиеся в живых подобраны;
FROM H.Q. ... VICTORY. ENEMY FORCES WITHDRAWING — от верховного командования... Победа. Bpaжеские силы отступили;
FROM H.Q. ... ALL FORCES WITHDRAWING. GUADALCANAL LOST — от верховного командования... Все войска отступили. Гуадалканал захвачен врагом.