WELCOME TO THE ZX-NEWS SITE!

© Дмитрий Усманов
® Spectrofon #5
© SOSG, compilation

THEATRE EUROPE
P.P.S.

 Э 
та игра дает Вам возможность смоделировать на своем домашнем компьютере вероятностный ход военных действий в Европе в 80-х годах, если бы таковые действительно велись.

Армии стран Варшавского договора стремятся в "быстрой войне" очистить европейский континент от вооруженных сил НАТО до того, как к Европе подтянут основные силы Соединенные Штаты Америки. Армии стран НАТО пытаются всеми силами сдержать натиск противника до подхода подкреплений.

В этой игре рассматривается вариант вооруженной агрессии Советского Союза. Не будем останавливаться на внешнеполитических аспектах игры — сейчас нас это должно волновать меньше всего.

Война в этой игре ведется самыми современными средствами: ядерные и химические ракеты, спутниковое оружие, бронетехника и авиация. Вам предлагается выступить в роли главнокомандующего вооруженными силами одной из сторон, за Вашими действиями будет наблюдать военная ставка.

Итак, Вы загрузили игру и перед Вами возникло первое меню:

      1. PLAYER VS COMPUTER
      2. PLAYER VS PLAYER
      3. COMPUTER VS COMPUTER

Если Вы нажмете "1", то Вашим противником будет компьютер; "2" — для двух игроков, а клавиша "3" даст Вам возможность просмотреть один из сценариев развития войны, где за обе стороны играет компьютер.

Если Вы не выбрали последнюю опцию, то Вам предложат выбрать устройство управления:

      1. KEYBOARD (клавиатура)
      2. KEMPSTON JOYSTICK (кемпстон)
      3. DEFINE KEYS (задать клавиши)

Первоначально клавиши заданы так:

Q — вверх, A — вниз,
O — влево, P — вправо,
Enter — выбор.

После выбора управления Вам надо будет выбрать сторону, за которую будете играть: "N" — за страны НАТО, "W" — за страны Варшавского Договора.

Затем Вам предложат выбрать уровень сложности игры: от 1 до 3. Ваш выбор повлияет на возможность противника проводить дополнительные операции, степень подготовки вражеских войск, количество резервных дивизий и т.п. После этого Вы попадаете в меню:

PRESS A FOR ACTION SCREENS

PRESS N FOR NONE

Здесь Вы выбираете тип игры. Если Вы нажмете "A", то сможете поучаствовать в боевых действиях.

Ну а если Вы не очень-то расположены ломать джойстик, то нажмите "N", и бои будут вестись исключительно с учетом расклада сил противников.

И последнее меню, где Вам предложат:

      J — загрузить отложенную игру,
      R — перезадать параметры игры,
      P — начать игру.

Если Вы довольны выбранным управлением и не собираетесь продолжить старую игру, нажмите "P" и перед Вами появится поле будущих боевых действий.

Авторы максимально увеличили масштаб карты, так что весь плацдарм — Западная Европа умещается на одном экране.

Белым цветом на карте обозначены страны Варшавского Договора, голубым страны НАТО, а зеленым цветом — страны неприсоединения. Цветными кружочками на карте помечены армии противоборствующих стран.

Здесь:

— Красным цветом помечены армии стран Варшавского Договора.

— Синим — войска НАТО.

— Желтым — войска стран неприсоединения.

Как видите, армии стран Варшавского Договора значительно превосходят армии НАТО и неприсоединившихся стран вместе взятых.

В верхней части экрана расположена строка сообщений компьютера, о ней мы еще расскажем подробнее чуть позже. Под этой строкой — графа, выделенная желтым цветом — здесь сообщаются данные о месторасположении курсора: если в строке ничего нет, значит курсор находится на равнине, если появилась надпись "MOUNTAINS" — то в горах; если "SEA" — то в море. Если Вы наведете курсор на столицу какого-нибудь государства (они обозначены красными точками), то в этой строке прочтете ее название; ну а если курсор находится на чьей-либо армии, тогда выдается название армии и какому государству она принадлежит.

В три строчки дается информация об армии:

ARM (ARMOURED FORCE) — количество бронетанковых дивизий.

AIR (AIR FORCE) — количество дивизий авиации.

SUP — если кто-то перевел это сокращение как "суп", то оказался близок к истине: это "SUPPLY" снабжение войск продовольствием и амуницией.

Последние два показателя появляются только в том случае, если данная армия находится под вашим командованием.

В центре второй строки, на фиолетовом фоне — календарь, отмечающий количество дней с начала войны; правее него информация разведки о возможности применения противоположной стороной массированного ядерного удара.

Чем больше число этого показателя (DEFCOM), тем меньше вероятность начала глобальной атомной войны.

Итак, Вы начинаете. Перед каждым ходом компьютер несколько секунд ожидает нажатия клавиши "Q" (Quit — выход) для перехода в меню выхода. В этом меню Вы можете прервать игру клавишей "R" (Restart) или записать положение игры на внешний носитель клавишей "S" (Save).

Если вы не нажали на "Q", то игра переходит в режим передвижений войск. Об этом свидетельствует информационная строка: "WARSHAW PACT(NATO) MOVERMENT PHASE".

Наведите курсор на Вашу армию, нажмите "FIRE". Теперь переведите курсор в место назначения и повторно нажмите "FIRE", войска переместятся в это место, а в кружочке на карте будет стоять точка — значит этой армии на данный ход Вы приказать уже ничего не сможете.

Армия, которая забралась в горы, движется только раз в два хода; любая армия за один ход перемещается лишь на соседнюю позицию. Однако, если Вы играете за Варшавский Договор, то в Вашем распоряжении будет первая десантная армия (1-ST AIRBORNE ARMY), которую вы можете забросить глубоко в тыл противника, правда всего один раз.

Еще в состав войск стран Варшавского Договора входит первая армия морского десантирования (1-ST AMPHIBY ARMY), которая первоначально движется на десантных кораблях, но, как только достигнет суши, превращается в обычную армию.

После перемещения всех армий, нажмите "SPACE" и Вы перейдете в режим атаки (ATTACK PHASE). Наведите курсор на свою часть, нажмите "FIRE", наведите курсор на позицию противника и снова нажмите "FIRE". Вы можете атаковать только соседнюю армию, зато есть возможность нападения несколькими частями на одну.

После задания всех направлений атаки, нажмите "SPACE" для перехода в следующую фазу войны. Если Вы назначили аркадные вставки клавишей "А" в начале игры, то Вам предложат выбрать место сражения (в информационной строке появится надпись "SELECT BATTLE"). Наведите курсор на ту часть, которую Вы избрали объектом нападения и закрепите свой выбор кнопкой "FIRE". Вы увидите картину боевых действий — небольшой городок, заполненный вражеской военной техникой; внизу расположены четыре пиктограммы: человек с автоматом, гаубица, ракетница и самолет. Это различные рода войск, которые Вы можете использовать.

Курсором в виде прицела вы можете выбрать понравившийся вам тип. Это (слева направо):

INFANTRY (пехота) — стрельба ведется быстро и без упреждения. Нужно несколько попаданий, чтобы взорвать бронетехнику, вертолет сбить сложно, истребитель вообще невозможно — не успеете.

ARTILLERY (артиллерия) — стреляет по баллистической траектории, которая тем выше, чем дальше находится цель от орудия. Вести огонь, при данном выборе, необходимо с упреждением. Воздушные цели поразить таким образом нельзя. И не забывайте, что экран имеет еще и направление "вглубь", это тоже надо учитывать при выстреле.

GUIDED MISSLE (радиоуправляемые реактивные снаряды) — ракета следует за прицелом. Для уничтожения любой вражеской единицы достаточно одного попадания. Ракетница — наиболее эффективный здесь вид оружия.

AIR-STRIKE (самолет воздушной поддержки) — очень напоминает стрельбу из пушки по воробьям. Вы выбираете прицелом эту пиктограмму (она становится синей), потом переводите его на поле боя и нажимаете "FIRE". Когда небо будет свободно от вражеской авиации, прилетит Ваш бомбардировщик и "накроет" одну из наземных целей. Единственный плюс — целится не надо, но эффект ощущается лишь тогда, когда самолеты летят один за другим.

Правее пиктограмм расположен датчик с названием рода оружия, ниже показатель оставшихся боеприпасов для данного вида оружия (SHOOTS) и датчик урона противника (HITS). Поразив любую цель из наземной бронетехники, вы добавляете к этому показателю единицу. Воздушные цели оцениваются в три очка. Вам дается примерно 45 секунд на бой — за это время надо набрать около 25 "хитов". Примечательно, что Вы можете участвовать не только в тех боях, когда нападаете сами, но и в тех, где нападает противник и даже (что особенно странно) в боях между противником и армиями неприсоединения. Кстати, последние вообще ни на кого не нападают, а находятся в положении "мальчиков для битья" как с одной, так и с другой стороны.

Но вот, битва закончилась, и Вы можете подсчитать потери и заполнить образовавшиеся пробелы, перекинув на места резервные дивизии. Сначала Вам предложат укрепить бронетехнику (ARM), потом авиацию (AIR), а затем снабжение войск (SUP). Никогда не забывайте о хорошем снабжении своих войск, помните, что голодный солдат — это мертвый солдат! Показатель количества резервных единиц — в правом верхнем углу экрана. После задания каждого типа снабжения, не забывайте нажимать "SPACE".

Если Вы играете на одном из высших уровней сложности, то компьютер после каждого хода будет запрашивать у Вас разрешение на применение химического оружия (CHEMICAL RELEASE. PRESS V or N), до тех пор пока Вы не дадите разрешение. Когда вы нажмете "Y", то Вам пришлют следующий факс из военной ставки:

WARCOMP. ON LINE.

I CONFIRM YOUR CHEMICAL RELEASE ORDER. CHEMICAL WEAPONS TO BE USED IN ATTACKS ON ENEMY UNITS.
................................
CIVILIAN DEATHS WILL BE MINIMISED WHERE POSSIBLE. THANK YOU FOR YOU ATTENTION. WARCOMP. OFF LINE.

ВОЕННАЯ СТАВКА НА ЛИНИИ.

Я ПОДТВЕРЖДАЮ ВАШ ПРИКАЗ ПРИМЕНИТЬ ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ. ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ ДОЛЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В АТАКАХ НА ВРАЖЕСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ.
................................
ПОТЕРИ МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ ДОЛЖНЫ БЫТЬ, ПО ВОЗМОЖНОСТИ, МИНИМАЛЬНЫ. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ВОЕННАЯ СТАВКА. КОНЕЦ СВЯЗИ.

Вы частенько будете получать подобные факсы; как сами скоро убедитесь, эти заявления большой роли не играют и химическое оружие будет применяться исключительно против мирных жителей чтобы подорвать снабжение.

В конце каждого хода Вы сможете заняться перераспределением ресурсов. Перед Вами появится таблица:

MISSION:              RESERVE:28
AIR SUPREORITY     23
COUNTER AIR         6
INTERDICTION        6
RECONNISSANCE       2
ASSAULT-BREAKER(10) 0
DEEP-STRIKE (12)   12
IRON-SNAKE (11)     0

Здесь:

RESERVE — количество войск в тылу.

MISSION — название операций (причем, первые четыре операции являются основными, а последние три — дополнительными)

AIR SUPREORITY — господство в воздухе, исключительно важная функция.

COUNTER AIR — воздушный перехват.

INTERDICTION — сдерживание противника.

RECONNAISSANCE — разведка.

Дополнительные миссии (цифры в скобках — минимальное количество дивизий для проведения операций).

ASSAULT-BREAKER (10) — дает возможность облучать вражеские армии смертоносным излучением со спутника.

DEEP-STRIKE (12) — операция по уничтожению коммуникаций снабжения противника.

IRON-SNAKE (11) — операция "железная змея". Что происходит при использовании этой миссии мне выяснить, к сожалению, не удалось. На мой взгляд, тут вообще ничего не происходит.

Если Вы перебросили достаточно дивизий на операцию "ASSAULT-BREAKER", то в ходе игры у Вас запросят мишень для спутника (ASSAULT-BREAKER TARGET). Задайте ее курсором. После окончания операции противник обычно недосчитывается одной-двух дивизий в каждом роде войск.

Правее названий миссий стоят цифры, обозначающие, сколько дивизий уже вовлечено в оперцию. Причем, если цифры зеленого цвета, значит у Вас в этой миссии задействовано больше войск, чем у противника; если цифры черные, то столько же; ну а если они красные, значит у врага здесь перевес.

Сначала Вы должны перебросить дивизии из тыла в резерв (чтобы потом распределить их после боя по армиям). Об этом сигнализирует стрелка справа, с надписью "FROM" ("из"). После этого нажмите "SPACE" и Вы сможете снять часть войск с операций и перекинуть их обратно в тыл (стрелка с надписью "ТО").

Закончив с распределением резервов, Вы попадаете в меню специальных операций. Здесь:

STRATEGIC NUCLEAR LAUNCH (клавиша "M") — запуск ядерных ракет;

STRATEGIC CHEMICAL LAUNCH (клавиша "C") — запуск химических ракет;

REFLEX SYSTEM ON/OFF (клавиша "R") — включение/выключение системы автоматического ответного удара (вы получите доступ к ней, если сумеете открыть "ядерный чемоданчик");

MAINTAIN PRESENT STATUS (клавиша "N") — сохранить текущее положение дел.

Ниже находится показатель работы системы автоматического ответного удара ("ON" — включена, "OFF" — выключена).

Если вы нажмете клавишу "C", то компьютер автоматически выберет одну из столиц вражеских государств, которая наиболее важна в плане снабжения войск, и запустит по ней несколько ракет с химическими боеголовками.

Из военной ставки придет сообщение, в котором Вас проинформируют о деталях атаки: название города, список использованных газов, способ атаки (мульти-аэрозоль) и результатах нападения (город выведен из строя, мирные жители погибли в больших количествах).

Если же Вы нажмете "М", то в военной ставке Вас попросят ввести код доступа к "ядерной кнопке". Вам предложат в течении 30 секунд, под приятные вопли сирены, позвонить по телефону в Англию и добыть у авторов программы код доступа.

"Позвонить авторам? Именно этим я и займусь!" — подумал я, загружая дизассемблер. После получаса проб и ошибок код доступа был найден, оказалось, что это — "MIDNIGHT SUN" (полуночное солнце).

Наберите его, когда появится курсор, и перед вами раскроется "ядерный чемоданчик". Здесь Вы можете выбрать операции:

FIRE PLAN FIRST KISS (огненный план первого поцелуя) — под таким странным названием скрывается массированный ядерный удар. В лучшем случае, применив эту миссию, Вы добьетесь ядерной зимы; в худшем — глобальной атомной катастрофы. Но и в том и в другом случае человечество погибнет.

SINGLE STRATEGIC LAUNCH — единичный запуск ракеты, вы сами выбираете мишень. Лучше не распыляться на города, а уничтожать таким образом особо сильные армии.

STANDBY — ничего не делать.

В нижнем правом углу экрана расположен индикатор безопасного выхода из компьютера "FAILSAFE (ON/OFF)".

Если ядерная ракета взорвется над городом, Вам покажут динамичную картину происшедшего и ознакомят с информацией военной ставки: название города (или армии), способ нападения (надземный ядерный взрыв), и результатах (город полностью разрушен).

Если же непоправимое произошло, и нанесен массированный ядерный удар, — то Вы примете последний факс:

ВОЕННАЯ СТАВКА НА ЛИНИИ.

УЩЕРБ КРИТИЧЕСКИЙ. ВСЕ СИСТЕМЫ РАЗРУШЕНЫ. КАПСУЛА ДЛЯ САМОУБИЙСТВА В ТРЕТЬЕМ ДЕРЖАТЕЛЕ. МЫ ОБЫЧНО ПОБЕЖД... ЕМ... МНЕ... ДО СВИДА... НИЯ... НИЯ... НИЯ...

В конце игры Вас ознакомят с итогами войны, назовут победителя (если таковой существует), и дадут характеристику Вашему умению командовать.

Интересно, что идея этой игры гораздо серьезней, чем просто иммитация современной войны. Человек, достаточно долго поигравший в "Theatre Europe" наверняка станет убежденным противником ядерного оружия — ведь он сам прочувствует, как легко сделать неверный шаг и уничтожить человечество. Особенно это видно при игре между двумя людьми.

В самом простом сценарии все выглядит так: Варшавский Договор наступает, методично уничтожая армии противника ядерными ракетами; НАТО отвечает тем же, но так как НАТОвских армий значительно меньше, проигрывающий командир делает "ничью" ядерным ударом.

Так очень часто заканчивается эта игра, когда играют двое. Отсюда закономерный вопрос: НЕ ПОВТОРИТСЯ ЛИ ТАКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ, когда люди начнут "играть в войну" по-настоящему?


SOSG-Приложение

СНИМКИ (SCREENSHOTS) ИГРЫ

Заставка игры

Один из моментов игры... Один из моментов игры...

Фирменные постеры/вкладыши и карты к игре




ВОПЛОЩЕНИЯ (ИНКАРНАЦИИ) ИГРЫ

Спектрумовское воплощение

TZX-Z80-TAP-версия (27 Kb), TRD-версия (24 Kb)

Параллельные воплощения на...

Commodore 64 (21 Kb), Amstrad CPC (23 Kb)

Подробности о SOSG-Приложении находятся в Сокровищнице SOSG.

Если вас заинтересовала эта игра, то рекомендуем обратить внимание на
Arnhem, Vulcan, Stalingrad, Encyclopedia Of War, Wellington At Waterloo, Legions Of Death, Sorcerer Lord и Последняя авантюра.



Compilation © 2000–2002 SOSG