WELCOME TO THE ZX-NEWS SITE!

© С. В. Мурашов, 1996
® Spectrum Progress #1
© SOSG, compilation

PRINCE OF PERSIA
Nicodim, 1996

 Е 
щё одна замечательная и уже популярная игра пришла к нам с IBM. Сложные, разнообразные и очень грациозные движения главного персонажа не позволяют назвать эту игру просто "ходилкой" или "лабиринтом". Скорее это добротный мультфильм, один из персонажей которого решил принять Вашу помощь в решении своих проблем.

А проблем хватает. В далёкой Персии (ныне — Исламская Республика Иран) в отсутствии Султана всю власть решил прибрать к рукам коварный визирь Джафар (как видим, ГКЧПисты — не оригинальны).

Но законной его власть могут сделать лишь брачные узы с Принцессой, дочерью Султана, поэтому выбора ей он не оставляет: либо свадьба, либо смерть. На раздумья — всего один час. И помощи ждать неоткуда: Султан — далеко, а её возлюбленный, законный претендент на титул Принца Персии, схвачен и брошен в подземелье, и тяжёлая дверь наглухо закрыла ему путь на свободу.

Собственно, с этой сцены и начинается наш "управляемый мультфильм". Он продлится ровно час: или Принц, выбравшись как-то из своей темницы, убьёт до этого срока Джафара, или ему конец при любом ответе Принцессы...

Управление Принцем осуществляется пятью стандартными клавишами (четыре направления и "огонь"). Выбора управления нет, но Принц изначально "отзывается" на левый (1...5) и правый (6...0) "синклер-джойстики" и на набор Q, A, O, P, Space. Клавиша "T" выводит на экран остаток времени, а клавиша "Extend mode" — пауза в игре (выход из паузы: "огонь").

Итак, подчиняясь Вашей воле, Принц способен выполнять следующие движения:

— "право", "лево": повернуться вправо, влево; бежать вправо, влево

— "вверх": подпрыгнуть

— "вверх" (нажать и удерживать): залезть (подтянуться) наверх, если есть куда

— "вниз": присесть или слезть вниз, если Принц стоит на краю обрыва спиной к нему

— "вниз", а затем "огонь": повиснуть над обрывом

— "огонь": хватательное движение рукой: например, взять меч или кувшин, ухватиться за выступ в стене после прыжка или в падении

— "огонь"+"право" или "лево": сделать шаг

— одновременно "вверх" + "право" или "лево": прыжок с места

— сначала "право" или "лево", затем "вверх" (не отпуская "право" или "лево"): значительно более длинный прыжок с разбега

Периодически на пути Принца будут попадаться агрессивные вооруженные охранники. Если Принц безоружен, ему остаётся либо отступить, либо умереть. Поэтому, выбравшись через прогнивший пол своей камеры, он сначала должен вооружиться. Меч лежит в конце левой части лабиринта 1-ого уровня.

Увидев приближающегося охранника, Принц сам достанет меч, после чего функции клавиш несколько изменятся:

— "право", "лево": наступление либо отступление лицом к противнику

— "вверх": меч вверх, отражение удара

— "вниз": убрать меч в ножны

— "огонь": удар мечом

Красные стрелочки внизу экрана (вначале их три) — это Ваши "жизни", каждый успешный удар стражника в бою уменьшает их число на одну. Но если перед боем Принц не успеет обнажить меч, первый же удар окажется для него смертельным. Жёлтые стрелочки справа — "жизни" стражника.

"Жизни" можно потерять и при падении с высоты. Прыжок вниз на одну "ступень" для Принца безболезненен, на две — это травма, то есть потеря одной "жизни", на три и более — смертелен. А вот ухватиться в падении за что-либо и не пострадать вообще Принц может при падении с любой высоты.

Но стражники Джафара — не единственное препятствие на пути Принца. Дворец Султана — это настоящий замок, идеально приспособленный для обороны против орд захватчиков, сумевших вломиться во дворец и рвущихся снизу вверх к покоям Султана и Принцессы.

Во-первых, весь громадный многоэтажный лабиринт дворца разбит на 12 изолированных друг от друга уровней, заканчивающихся массивной дверью, за которой скрывается лестница на следующий уровень. Дверь откроется лишь при нажатии на потайную плиту, скрытую где-то в полу, иногда на значительном удалении от двери. Коридоры лабиринта перекрыты множеством тяжёлых решёток, приподнимающихся ненадолго, если также наступить на потайную плиту, расположенную порой в самом неожиданном месте.

Во-вторых, в коридорах полно препятствий: глубокие провалы, заграждения из острых кольев, автоматические гильотины. Все они не позволяют двигаться бегом, но шагом или в прыжке преодолеваются без труда. Сыграет свою роль и возраст замка: часть деревянных настилов прогнила и обрушивается под ногами, если двигаться по ним слишком медленно. И лишь в одном дворец может помочь Принцу: для поддержания сил обороняющихся в укромных местах спрятаны кувшинчики с эликсиром, восстанавливающим раны. Маленький кувшинчик восстанавливает одну потерянную "жизнь", большой кувшин восстанавливает все и прибавляет ещё одну "жизнь".

Теперь несколько полезных советов.

1. Переходите с экрана на экран шагом, а не бегом: Вы же не знаете, что там Вас ждёт.

2. Летя в прыжке либо падая вниз — зажмите "огонь". Иные места иначе и не пройти.

3. "Гниль" падает не сразу, можно не только пробежать по ней, но и прыгнуть на неё. Только помните про "огонь"!

4. Вы спрыгнули сверху — вся "гниль" на Вашем этаже подпрыгнет.

5. Подпрыгните вверх, чтоб достать потолок — "гниль" на потолке вздрогнет, а если при этом коснётесь "гнили" — она обвалится, открыв Вам лаз наверх.

6. Из каждого безвыходного положения есть выход, как правило через "гниль".

7. Принц в отличие от Вас, знаком с расположением ловушек, поэтому при движении шагом он не наступит на "гниль", не сорвётся в пропасть, не полезет в гильотину и т.п., если, конечно, Вы не станете на этом настаивать. На бегу у него память отшибает.

8. Вышеописанным способом удобно подходить к самому краю обрыва перед прыжком.

9. Прыжок с разбега требует двух вещей: а) Дистанции минимум в три кирпича (точнее, чуть меньше). б) Тренировки. Отточите технику прыжка на ровном безопасном месте. Заметьте, что Принц после нажатия "вверх" делает ещё шаг перед прыжком.

10. Прыгать "с клавиатуры" — надёжней, "с джойстика" приятней и удобней.

11. Стражник не атакует — между вами "гниль".

12. Драться лучше на контратаках: наносить удар надо в момент, когда стражник зашевелиться, чтобы ударить Вас мечом. Это самый надёжный способ выиграть бой.

13. Наступая в бою, можно поменяться с противником местами.

14. Войти в дверь в конце уровня: "вверх".

15. Если вниз не прыгать, а слезать, то для Принца это будет менее болезненно.

Конечно, при переводе "Принца..." с IBM на Спектрум не обошлось и без потерь, но это лишь облегчит Вам жизнь.

Так, на Спектруме отсутствуют (почти) плиты-ловушки, закрывающие решётки, не встретились мне и кувшинчики с ядом. Острые ножи, почти незаметно спрятанные под полом и выскакивающие наружу лишь при неосторожном к ним приближении, на Спектруме заржавели в выпущенном положении.

Стражники отличались не только количеством "жизней": среди них встречались асы фехтования (и не только сам Джафар). Есть и другие мелкие отличия, но процентов на 95 обе версии совпадают.

Но и эти поблажки не прошли даром: на IBM Принцессе на раздумья дано больше времени. Конечно, Принц без особого труда уложится в отведённый ему час, но Вы — не Принц, Вы ещё только учитесь. На этот случай в айбиэмовском "Prince of Persia" был файл "cheat.exe", позволяющий выйти в любой уровень с любым временем и количеством "жизней". Есть такая возможность и у нас.

"Принц..."? Да чего о нем писать, "пароли" всех уровней уже известны..." Товарищ был неправ. Действительно, после прохождения каждого уровня программа выдаёт Вам 7-буквенную комбинацию, позволяющую в будущем не проходить по-новой уже пройденные уровни. Но паролем это назвать сложно: пройдя тот же уровень ещё раз, Вы получите совершенно другое "слово". Почему? Да потому, что Вы прошли его за другое время. Итак, это не пароль, а скорее, файл состояния. Рассмотрим его структуру по буквам:

1 — код уровня

2,3,4,5 — время, оставшееся до истечения срока:

5 — десятки минут

2 — единицы минут

3,4 — десятки и единицы секунд

6 — количество "жизней"

7 — "контрольная сумма"

Время и контрольная сумма зашифрованы просто: 0=A, 1=B, 2=C, 3=D и т.д.

Код уровня и количество "жизней" расшифровать сложнее: 2=E, 3=M, 4=C, 5=K, 6=G, 7=O, 8=B, 9=J, 10=F, 11=N, 12=D, 13=L.

Контрольная сумма нужна, чтобы усложнить Вам жизнь, но и здесь нет ничего сложного: на сколько уменьшилась либо увеличилась цифра, соответствующая изменённой Вами букве, на столько же должна измениться цифра (и буква) контрольной суммы.

Например:

DADCECO — 12-й уровень, 40 минут, 4 жизни.

DADCEDP — то же, но жизней уже 12.

Кстати, можно контрольную сумму оставить в покое, а менять коды секунд.

Лезть сразу в 12-й уровень не советую, а вот потренироваться во втором уровне в фехтовании с 12-ю жизнями — дело полезное: EEEACDB. Тем, кому подобный обман претит, добрый совет: проходите каждый уровень дважды, второй раз — на время, и в дальнейшем используйте "рекордный" пароль.

А теперь — вредные советы. Почему вредные?

А вот, например: "зеркало можно разбить ногами в прыжке с разбега". Проверьте на своей мебели. Убедились? То-то же. Но если серьёзно, то дело вот в чём. Конечно, можно подробно расписать каждый шаг на всех 12-и уровнях и тем самым лишить Вас всяческой радости от преодоления "непреодолимых" препятствий. Так что советую на этом месте чтение закончить и взяться за игру.

Итак, выходы из "тупиковых" ситуаций.

• Заставка игры: надоело — нажмите Space.

• "Ввести пароль — новая игра": забегите Принцем за границу экрана (левую или правую).

• 1-й уровень: выход из камеры — через "гнилой" пол. Меч — слева, дверь — справа. Потайная плита — рядом с дверью, на козырьке. Путь, пройденный Вами — не единственно возможный.

• 3-й уровень: Вы уверены, что за обрывом справа ничего нет? Кстати, 3-й уровень один из самых сложных, но успеть добежать до решётки до её закрытия всё же можно. Для тех, кто добежал: скелет уже мёртв, убить его нельзя, а вот столкнуть — можно.

• Из разбитого зеркала сбежало отражение Принца ("тень"), и никакого чувства юмора не хватит, чтобы оценить его "шутки". Но привидение во дворце нам ни к чему, и при встрече с ним в 12-ом уровне уберите меч — оно "отзеркалит" Ваше действие, а потом просто обнимитесь. Только не ведите себя так же при встрече с Джафаром!

• Однажды от неожиданности Вы можете не успеть записать пароль, так успейте хоть ухватиться за стену в падении.

• Выше уже говорилось, что сложные прыжки лучше делать с помощью клавиатуры, а не джойстика. А вот один из уровней Вам не пройти без помощи мыши...

• Эликсир в кувшине мог и забродить... Так что разучивайте стойку на ушах.

• 12-й уровень самый длинный, разбит на несколько частей, а это значит, что, погибнув уже после встречи с "тенью", Вам не придётся проходить этот уровень с самого начала. Не ищите плиту, управляющую дверью: она глубоко внизу и сработает, когда на неё упадут обломки гнилого настила перед Джафаром.

• Куда ведёт дверь из последнего, 12-го уровня? Конечно же, к Принцессе, финальным титрам и...

Впрочем, немного мастерства, сообразительности, и Вы увидите это собственными глазами.


SOSG-Приложение

СНИМКИ (SCREENSHOTS) ИГРЫ

Заставка игры

Один из моментов игры... Один из моментов игры... Один из моментов игры... Один из моментов игры... Один из моментов игры... Один из моментов игры...

Снимки (screenshots) игры на...

Amstrad CPC,
GameBoy, Nintendo, Sega (SMS),
Sega (16-bit), SuperNintendo,
Atari ST, Amiga, IBM PC



ВОПЛОЩЕНИЯ (ИНКАРНАЦИИ) ИГРЫ

Спектрумовское воплощение

TZX-Z80-TAP-версия (192 Kb), TRD-версия (265 Kb)

Параллельные воплощения на...

Amstrad CPC (81 Kb),
GameBoy (120 Kb), Nintendo (70 Kb), Sega (SMS) (106 Kb),
Sega (16-bit) (378 Kb), SuperNintendo (562 Kb),
Atari ST (760 Kb), Amiga (305 Kb), IBM PC (318 Kb)

Подробности о SOSG-Приложении находятся в Сокровищнице SOSG.



Compilation © 2000–2002 SOSG