WELCOME TO THE ZX-NEWS SITE!

© Jedius, 2002 (jedius@mail.ru)
© SOSG, compilation

ЭМУЛЯТОРЫ КАК БРАУЗЕРЫ

 Ч 
эмуляторы
ZX Spectrum
Commodore 64
Amstrad CPC
Nintendo (Dendy)
GameBoy
Sega (SMS)
Sega (16-bit)
SuperNintendo
Atari ST
Amiga
то такое эмулятор? Это экзотический браузер, позволяющий путешествовать по параллельным кибермирам. Это, образно выражаясь, окно в историю, чтобы созерцать утреннюю зарю интерактивной эпохи.

Наконец, эмулятор — иногда на редкость строптивая программа, которую не каждому удается оседлать по-человечески. При ностальгической жажде искаженный пейзаж родной игры для особо терпеливого, вероятно, сойдет. Но вот страхолюдный Диззи, с квадратными глазами фурией скачущий по жуткому глюкодрому... Такое заденет нервы любого геймера, даже сверхнепрошибаемого.

Однако не все так плохо.

Бывает и хуже. Когда вообще ничего не видишь, если не считать черного квадрата Малевича.

Хотя чаще эмулятор вытворяет другой номер: послушно выводит меню или командную строку и... ехидно ждет ввода неведомой нам команды для запуска игры. Мол, угадай с трех раз. Либо изволь прочесть смертельно скучную инструкцию.

Впрочем, и это не самое страшное.

Некоторые люди влипают в ситуацию похлеще. Насмотревшись дразнящих скриншотов барской инкарнации любимой игры, дотоле знакомой лишь в спартанском виде, они никак не могут найти ту штуку, коя позволит откупорить неизвестный науке файл с игровым джинном внутри...

Короче говоря, чувствовать себя интернетчиком без браузера и лисой с кувшином мало кому приятно.

По контексту ясно, что спасение от накаленных только что страстей не за горами. Доступ к мирам ZX Spectrum, Commodore 64, Amstrad CPC, Dendy, GameBoy, Sega (SMS), Sega (16-bit), SuperNintendo, Atari ST и Amiga — на расстоянии одного гиперпрыжка. Это для тех, кому невтерпеж по-свойски разобраться с проблемами. А мы перейдем к интересным тонкостям личного выбора наилучшей инкарнации игры.

Сегодня не секрет, что "чисто спектрумовские" программы вроде Dizzy или Captain Blood обитали почти на всех платформах, бытующих тогда.

Стояла любопытная картина.

Конкурирующие компьютеры, стремясь по акульи отхватить куски рынка, отращивали всевозможные навороты — игры же во всю мочь пользовались ими при своих воплощениях. Там очередное творение юной игроиндустрии цапнет музыку, тут графику, а где-то загребет и то, и се. Так у игры возникали разные инкарнации. Они обладали и трофейными достоинствами, и ранами-недостатками — сражения с техническими ограничениями были нешуточными.

Вот как это выглядит в случае с шестой частью Dizzy, которая среди прочих проявила себя наиболее шустро, завоевав аж семь лидирующих платформ.

Всем известное спектрумовское воплощение на соседнем Amstrad CPC лишилось изрядной доли красок. И в бедных четырехцветных декорациях Диззи даже весь позеленел от обиды. Зато перестал быть хамелеоном, как раньше, когда подстраивался под жесткие ZX-условия.

Новый независимый имидж — за вычетом красных сапожек — Диззи сохранил и на Commodore 64. Однако без жертв не обошлось. Хоть местные лужайки и отменны, а оформление игры по бокам пополнилось орнаментом, во время диалогов наше разумное яйцо куда-то испаряется...

На планете Nintendo (Dendy) страна Диззи кардинально переменилась. При первом взгляде так и хочется воскликнуть: "Какое небо голубое!.." — настолько правдоподобными стали пейзажи. А приставка-то ведь восьмибитная! Что же нас ждет на княжеской 16-разрядной арене?

На IBM PC игра сразу показала серьезные намерения добиться максимальной реалистичности в графике. Результат получился довольно неплохим, но прежней сказочности Yolkfolk'а что-то не ощущалось. Вдобавок атмосферу портит хриплый писк PC Speaker'а, строящего из себя соловья. А вот Atari ST не потребовал никакой дани: при том же внешнем виде музыка звучит вполне пристойная.

Теперь Диззи осталось освоить последнюю платформу — королеву компьютеров восьмидесятых и начала девяностых: Amiga.

Смотрим...

Появилась заставка — челюсть слегка отвисла. Затем под неожиданно объемную музыку на сцену выходит счастливо улыбающийся Диз — челюсть где-то на уровне тапочек. Утраченный было кэрролловский дух вернулся в облике радужного неба, что совершенно преобразило игру. Это великолепие эффектно венчает разукрашенный ярус с эмблемой игры. Только вместо Дейзи (как на восьмибитках) на нем почему-то красуется тролль...

Итак, три предыдущие воплощения Dizzy VI оказались тенью амижной инкарнации. ZX-версия на чаше весов уравнена с Commodor'овской, а CPC-вариант болтается чуть ниже. По такому типичному сценарию материализовалось множество игр. Но далеко не все — исключений навалом.

Например, Amstrad'овская La Abadia Del Crimen может вытереть ноги о PC-воплощение. Лишь спустя десятилетие "голубой гигант" взял реванш своим ремейком (та же CPC-версия, но с расширенной палитрой). Что не удивительно, ведь солидным PC стал в 90-е, а прежде был неуклюжим варваром. Мощным игровым компьютером в ту пору считался Atari ST: инкарнации Tau Ceti, Heroes Of The Lance и Where Time Stood Still на сей платформе весьма милы. Нередко они практически не уступали амижным — как Seymour 2, Rock Star Ate My Hamster или Laser Squad (еще есть более поздняя PC-переделка этой TBS — махание кулаками после драки, так сказать). А кое-какие восьмибитные воплощения заткнут за пояс 16-битные. В этом отношении отличилась спектрумовская Academy.

Так что с уверенностью определить самую удачную инкарнацию игры можно токмо после знакомства со всеми ее версиями. И делается это элементарно — с помощью эмулятора, который по сути является браузером.

Платформа — сеть, а игра — сайт.

Всё просто. Правда, приходится пользоваться дюжиной эмуляторов, ибо общего эмубраузера для всех-всех компьютеров пока не создали.

Тем не менее, многие опасаются лезть в дебри "чужих платформ", сужая свой интерес к игровой классике одним PC. Комично то, что запустить на нем старую игру гораздо сложнее. Ну не нравится ДОСовским программам Windows, которая всегда себе на уме! Порядком провозившись с настройками, можно, конечно, чего-нибудь добиться — скажем, синего квадрата IBM или зависания ОС.

Хотя под крышей Win'98 древняя PC-игрушка запашет без длительных уговоров. Мелочи вроде не отключаемого скрипучего звука и пугающей графики опустим.

Внимание привлечет иное.

Сумасшествие игры. Безумная быстрота всего и вся. Когда безобидный прыжок превращается в неконтролируемый галоп, а враги, к их вящему восторгу, носятся с бешеной скоростью.

Тут спасти способно только чудо — спецутилита Turbo. Вооружившись ею и, замедляя процессор до 1 процента от его производительности, можно довести компьютер до нужной кондиции (а себя — до белого каления). Подчас срабатывает.

Тогда как эмулятор Atari ST позволяет с удобством запустить в элегантном окне параллельную версию той же игры. С культурной музыкой, с возможностью сохраняться в любом месте (диззиманы это здорово оценят), с паровым отопле... словом, безо всяких проблем.

В придачу эмуляция имеет весомое преимущество и в косметическом плане графического разрешения игры. Соблюдение подлинных пропорций приводит к неэстетичному виду — сплошь квадратному и колючему. Раньше это было пустяковиной. Картинка есть? Цветная? Не слишком размытая? Ну, и хватит. На современных же мониторах, с их скрупулезно четким изображением, от вопиющей корявости не отмахнешься.

Поэтому эмуляторы вынуждены фокусничать.

Двумя методами. Простой таков: отображать все как есть, пиксель к пикселю (как в Галерее SOSG), не заморачиваясь с какой-то там пропорциональностью. А изощренный прием сродни иллюзиям Копперфильда. На дисплей наклеивается — прямо изнутри — так называемый видеофильтр, который сглаживает неровности графики. Эта техника обрисовки выполняется в нескольких стилях: Eagle — затушевывание, 2xSAI — изящное завуалирование и Scanlines/TV Mode — а-ля телевизор.

Что ж, до коллекции лучших эмубраузеров, иллюстрирующих нашу тему, уже рукой подать. Разбору подвергнуты только Windows-версии эмуляторов (пользователи других ОС вряд ли нуждаются в советах), хотя по части Спектрума упомянуты и ДОСовские.



ZX Spectrum

Неприхотливый и прыткий Speccy приобщил к виртуальным мирам всю Европу. Особенность большинства спектрумовских версий игр в том, что они напоминают ожившие комиксы (см. Hero Quest, Where Time Stood Still) и в этом их неповторимый шарм.

Эмуляторов Спектрума развелось сегодня предостаточно, но близких к идеалу очень мало. Среди ДОСовских наберется всего лишь пара.

R80 (Raul Gomez Sanchez) — надежный дружественный эмулятор с хорошим звуком.

И Z80 Stealth (Kirill Kolpakov, www.z80stealth.emuunlim.com), который развился с уклоном в сторону эмуляции российских ZX-клонов. Также поддерживаются всяческие разработки спектрумистов-умельцев — от народного Covox'а до коммерческой General Sound, впечатляющей звуковой карты. Интерфейс не особо удобный, но без завихрений.

Под Windows эмуляторов и того меньше — пока есть лишь Unreal Speccy (SMT, www.2ktools.chat.ru). Перед его запуском в каталог US необходимо скормить ROM'ы ПЗУ (архив должен быть распакован). О достижении цели возвестит белый экран с узнаваемым спектрумовским меню. Остается нажать F3 и открыть файл с вожделенной игрой.

Unreal Speccy понимает фактически любой формат эмуляторских ZX-файлов. Для игры пригоднее TRD, образ TR-DOS-диска (подходит под отгрузки). Есть компактный вариант дисковой версии программы — SCL. Но к оригиналу ближе магнитофонная — TAP. Арийским же является формат TZX — именно в нем находятся фирменные копии игр. И как раз он даст спектр острых ощущений спектрумиста, когда загрузка длится минут пять, на протяжении которой по экрану бегут психоделичные сине-желтые полоски... Жаль только, коронной надписи "Tape loading error" не увидеть, разве что файл битым окажется.

А команды старта просты: для TRD/SCL — RUN (клавиша "R"), для TAP/TZX в меню отведена опция "Tape Loader", но порой понадобится набирать LOAD"" (клавиша "J") в режиме "48 BASIC".

Еще недурно бы через F1, в разделе Video, поставить видеофильтр — рекомендуется Bilinear, а текстовым адвентюрам очень подойдет Vector Scaling. Имеются и экстремальные видефильтры, для маньяков, наподобие режима допотопного лампового телеящика.

Недавно объявился другой серьезный эмулятор Spectrum'а — ZXMak (Alex Makeev, www.zxmak.chat.ru), специализирующийся на экстравагантных форматах спектрумовских файлов, типа FDI и UDI. Это авторские дискеты с защитой от копирования, на которых распространялись русские игры. В ZXMak'е облегчен процесс запуска программ: после открытия TRD/SCL достаточно нажать F12.

Commodore 64

Самый массовый восьмибитный компьютер, впитавший в себя колоссальное количество игр. Многие игровые проекты 80-х осуществлялись сначала на С64, а потом продвигались на другие платформы.

Все семейство Commodore вместил в себя эмуляторский пакет под самокритичным названием VICE (www.viceteam.bei.t-online.de). Прогулка в этом эмубраузере комфортная, но видеофильтров, увы, нет.

Amstrad CPC

Европейская альтернатива американскому C64 (по идее) и наследник спектрумовских традиций (по замыслу). CPC-версии игр практически всегда плетутся позади остальных воплощений. Лишь французские эксклюзивы уберегли платформу от забвения.

В эмуляторе Arnold (Arnold, www.arnold.emuunlim.com) для запуска игры попервоначалу нужно узнать имя бейсик-файла (с расширением BAS), набрав CAT. Затем отдается команда RUN "filename", причем кавычки вводятся через Shift+2.

Nintendo (Dendy)

Символ восьмибитных приставок, оставивший в истории видеоигр внушительный пласт. На территории этой с виду аркадной консоли наследили представители почти всех игровых жанров. Даже, как ни парадоксально, RPG: Times Of Lore, The Bard's Tale и так далее, вплоть до Wizardry, Might & Magic и Final Fantasy.

Забавно, но обычная Dendy толком так и не проэмулирована. Видеофильтры имеет в своем распоряжении RockNES X (Alexandre da Veiga, www.rocknes.kinox.org), однако он нестабилен — может загнуться в судьбоносный миг добивания бяки-главаря. К тому же этот эмубраузер не справляется с Elite, NES-версию которой Ian Bell, напарник David'a Braben'a, считает лучшим воплощением. Эта игра по зубам лишь FCE Ultra (в "Config" надо поставить галочку в графе "PAL").

GameBoy

Карманная приставка к геймеру. Или наоборот? Консоль живехонька и по сей день, пройдя черно-белую и цветную стадию эволюции, что отразилось на внешности gameboy'евских игр.

Разбираться, какая игра откуда родом (с простого ли "Геймбоя", или с GameBoy Color), не обязательно — VisualBoyAdvance (Forgotten, www.vboy.emulhq.com) сам распознает, что с чем.

Sega (SMS)

Сильнейшая восьмиразрядная консоль, которая широко распространилась в Европе. Западные хиты бойко обзаводились SMS-воплощениями, что приводило к весьма добротным результатам, как в случае с Heroes Of The Lance.

Из эмуляторов Sega Master System резко выделяется FreezeSMS (Jason и Maxim), имеющий оригинальный по задумке интерфейс. Кроме видеофильтров (вкладка Video в разделе Config) у этого эмубраузера есть и нечто из ряда вон выходящее: галерея заставок игр с фирменными постерами к ним. Картинки берутся с интернетовского сервера, по запросу. Для ценящих же компактность существует эмулятор Dega (Dave, www.finalburn.com/dega).

Sega (16-bit)

Первая приставка, которая всем показала, где зимуют 16-битные игры. 8-bit level completed, называется. Стяжала себе огромную популярность на Западе, благодаря чему наши классические игры (типа Prince Of Persia) смогли лихо блеснуть на плодородной земле Sega.

Лучший эмулятор с конгениальным интерфейсом — Gens (Stephane Dallongeville, www.gens.consolemul.com).

SuperNintendo

Консоль, где расцвели самые романтические произведения игровых дел мастеров — JRPG (японские ролевые игры или RTG — Role Theatrical Game). Классических западных игр маловато, но зато некоторые их воплощения весьма самобытны. Еще SuperNintendo пленит своей восхитительной мелодичностью — в музыкальной сфере она была императрицей.

SNES-игротеку замечательно демонстрирует эмубраузер ZSNES (ZSKnight, Pagefault, _Demo_ и др., www.zsnes.com). Он обладает мощной системой видеофильтров, которую можно настроить в разделе Config, обратившись к пункту Video. Для окна рекомендуется режим 512x448 DR Win, с пометками в строках Super 2xSAI Engine, Hi-Resolution Mode7 и VSYNC.

Если же своеобразный интерфейс ZSNES не по ноздре — есть смысл взглянуть на конкурента: Snes9X (Gary Henderson и Jerremy Koot, www.snes9x.com), его интерфейс ближе к Win-канонам. Нажав Alt+F5, можно по-быстрому добраться до видеофильтров.

Atari ST

Пионер в области компьютерных 16-битных игр, сразу взявший к оным твердый курс. Это обеспечило раннее наступление славного 16-разрядного игрового периода.

Среди эмуляторов Atari ST лидирует Steem (Anthony & Russell Hayward, www.steem.atari.org), который преисполнен любезностью. Уже при старте он вежливо вопрошает, где ему позаимствовать TOS ROMs. Желательно заранее вытащить TOS v206 из архива и поместить его в папку со Steem'ом. Остальное игнорируем, дабы поскорее приступить к делу.

Если охота запустить игру не мешкая — резво кликаем по квадратной иконке справа. Откроется окно Disc Mananger'а, в котором будет предложено найти значок файла с заветным названием и отработать на нем двойной удар мышью.

Эмулятор деловито помигает эмулируемой лампочкой в верхнем углу, на манер дисковода, и... примется тестировать память, после чего застынет — дескать, press any key. Но эта канитель на корню пресекается пробелом. А в дальнейшем загрузку можно турбировать кликом по красной стрелке на панели.

Очутившись в игре, нажимаем Scroll Lock для активизации курсорных клавиш управления. Чтобы не возиться с этим впредь, надо нажать Pause и ткнуть освобожденной мышью в пиктограмму с джойстиком. Затем "When Scroll Lock" меняем на кредо "Always".

По инерции, коль уж залезли в настройки, щелкаем по иконке с монитором и молотком, где в "Display" можно увеличить игровой экран, если его миниатюрность утомляет. Причем манипулировать следует с графой "Low resolution".

Напоследок займемся видеофильтрами, которые засели в "Fullscreen Mode" как "Special Effects". Для Steem это новшество, из-за чего с Blur могут быть нестыковки, когда графика расплывается как акварель на мокрой бумаге. При таком раскладе нужно включить режим Stretch Blit в "Drawing Mode".

Amiga

Вершина компьютерной мечты восьмидесятых. У Amiga до красоты продуманная техническая архитектура, которая располагала к воистину аристократичным инкарнациям легендарных игр.

Теперь о WinUAE (Bernd Schmidt, Sam Jordan, Mathias Ortmann, Brian King и др., www.winuae.net), эмуляторе сего чуда... Если другие эмубраузеры более-менее могут претендовать на интуитивно понятный интерфейс, то "здесь вам не тут".

Голова идет кругом от нагромождения опций, которое издевательски подсовывается при старте. А коли кто осмелится продраться наобум — того наглеца ждет суровая кара, по всем пунктам мытарств эмуляторщика.

Такая несговорчивость вызвана тем, что многие дарования Amiga, заложенные в ее уникальные чипы, приходится воспроизводить сложным программным путем, ибо их "железные" аналоги отсутствуют на PC. И в этой суматохе эмулятору недосуг повернуться лицом к пользователю.

Посему без подсказок не обойтись.

Сперва надлежит раздобыть Kickstart ROM'ы. Их можно приобрести официально, или же посетить укромное местечко, где зарыт клад с этими ROM'ами. Для игровой классики требуется Kickstart 1.3, который должен быть водворен в каталог WinUAE.

Далее в подкаталог "Configuration" нужно запихнуть авто-настройку (запись шаманских плясок), а затем запустить эмулятор и дважды кликнуть по строке "Amiga for classic games". Занудное меню сменится приветствием в виде руки с дискетой. В самый раз нажать F12 и во вкладке Floppies установить игру (файл с расширением ADF). В ответ на эти действия появится вступительный ролик (интро), который прерывается легким щелчком мыши, чтобы перейти непосредственно к игре.

Однако гарантию на благополучный исход все равно дать нельзя. Кое-какие игры пребывают в такой алгоритмической глуши, что требуют к себе принципиально иного подхода.

А попросту — другого эмулятора.

Так что ежели замечено некое несоответствие ожидаемому, допустим... ладно, не будем снова о пейзажах, исковерканных в лучших традициях Пикассо.

Главное, что ради просторов Times Of Lore стоит временно пересесть на эмубраузер WinFellow (Andax, Carflesh, Mnd, Petter и Worfje, www.fellow.sourceforge.net). В нем капризные игры успокаиваются и ведут себя прилично. Своя авто-настройка тут тоже не помешает (см. раздел File). Но разрешение экрана лучше подобрать по своему вкусу во вкладке Screen (в режиме "Configuration" — клавиша F11).

Если же в WinUAE все в порядке, то менять его на WinFellow не рекомендуется. Ибо у первого помимо прочих карт имеется козырной туз — возможность сохранения игры в любой момент, для чего надобно нажать F12 и во вкладке Misc прибегнуть к опции "Save current state".



ДЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ

При установке новой версии эмулятора предшествующую лучше не удалять. Автор эмубраузера, увлекшись филигранностью, может забыть о такой ерунде как совместимость с системой.

Эмуляторщику будет полезно перенять основное правило сисадмина: "Работает? — Не трожь!". В настройках относительно безнаказанно можно развлекаться лишь с видеофильтрами, звуком и управлением. Остальное — для хладнокровного экспериментатора, готового ко всему.

Бывает, что при дебютном запуске эмулятор беспричинно упрямится, отказываясь работать. Тогда остается, перезагрузившись, прыгать с бубном вокруг компьютера, по ходу пробуя несколько раз подряд запустить-таки упористый эмулятор. Помогает, как ни странно.

Регулярные отгрузки игры должны войти в привычку даже маститого геймера. Ибо предпоследняя миссия в двух шагах от финала может внезапно накрыться медным тазом по вине эмулятора. Правда, сегодня шансов на это минимум, но закон Мерфи вездесущ.



Compilation © 2000–2002 SOSG