WELCOME TO THE ZX-NEWS SITE!

© Сергей Новиков, 1997
® Spectrofon #23
© SOSG, compilation

СODEMASTERS

"...С заказами было туго, клиенты попадались капризные, спорили из-за каждой мелочи: "переделай тут, переделай там, и почему это вода течет вниз, и тяготение велико, и горячий воздух поднимается, а лучше бы ему опускаться!". И тому подобное. А я принимался им все объяснять — с эстетической точки зрения, с практической точки зрения. Вскоре на вопросы и ответы у меня стало уходить больше времени, чем на работу. Сплошные тары-бары."


Роберт Шекли. "Координаты чудес"

Д 
эвид и Ричард Дарлинг начали писать компьютерные игры еще пока учились в школе. Они вручную дублировали кассеты и распространяли их по почте, публикуя небольшие рекламные объявления в прессе.

После такого многообещающего начала Дэвид и Ричард стали программистами-контрактниками и писали коды к крупным бестселлерам. В октябре 1986 они основали CodeMasters, их собственную компанию. С тех пор братья Дарлинг стремились продавать только лучшие игры по наименьшей цене. Но настоящую известность им принес BMX Simulator (август 1987), поставивший мировой рекорд как самая покупаемая игра. С тех пор CodeMasters проявляли особое внимание к различным имитаторам, выпустив не один их десяток и внеся значительный вклад в развитие спортивных игр на Спекки.

На имитаторах CodeMasters сделали себе имя, ими они и занимались большее время. Бокс, гольф, лыжи, скейтборд, теннис и, конечно же, футбол — вам еще что-нибудь нужно? Тогда к вашим услугам имитаторы игровых автоматов, маунтен-байка, пинбола и даже... моторной лодки! Я бы сказал, что братья Дарлинг были чересчур помешаны на спорте, но, боюсь, они меня не услышат.

Имя CodeMasters говорило само за себя. То есть если вы большой любитель поломать джойстик, то зачем вам покупать тот же Fighting Soccer (Activision) неизвестного качества, когда перед глазами фирма, чей профессионализм в этой области не подлежит сомнению. Так компания заняла первое место в Великобритании по продажам программного обеспечения.

Но самый, пожалуй, ощутимый успех принес фирме Диззи — симпатичный представитель фауны из породы яйцеобразных. И не важно, в какой роли выступал наш герой, был ли он отважным путешественником или работником на фабрике игрушек (Panic Dizzy) — каждую новую игру публика встречала криками восторга.

Сам образ Диззи зародился в головах братьев Филиппа и Эндрю Оливер (The Oliver Twins, кто еще не догадался). Они же выпускали и первые игры сериала о нем. Графику обычно рисовал Нейл Адамсон или Крис Грэхам, а музыку на первых порах писал Дэвид Виттекер. В более новых разработках его сменили Линдон Шарп и Алистер Бримбл. Музыка последних мне явно не по душе, но, как известно, сколько людей — столько и мнений. Вообще вряд ли возможно перечислить всех авторов, сотрудничавших с фирмой: их наберется не меньше полусотни!

Приободренные успехом сериала с Диззи, CodeMasters выпускают в свет новые бестселлеры с не менее удивительными персонажами (Seymour, Columbus Jumbo, Spike, Big Nose, Robin Hood, Murray Mouse, Little Puff), но все они, мягко говоря, не дотягивают до уровня популярности Диззи. Еще бы, от добра добра не ищут. Почему бы не слепить побольше Диззей? Так ведь нет, вся энергия шла куда-то в сторону... В чем же дело? Неужели боязнь, что старый добрый Диззи приестся, и наскучит игрокам? Или, быть может, недостаток идей (в самом деле, чего только не было с нашим героем: и в темницу его кидали, и по трубопроводу сплавляли, и в ад отправляли, и растению-людоеду скармливали — сколько ж можно)?! Ладно, проехали...

Второе рождение Диззи обрел у нас, в России. Несложно обяснить всенародную любовь к нему, а без сомнения каждый синклерист провел не один час с симпатичным персонажем братьев Оливер. Как, вы — нет? Я просто не верю!

Я думаю, не будет преувеличением, если скажу, что Диззи в пору стать своеобразной эмблемой Спектрума (как Sonic и Mario). Еще бы, ни на одном компьютере нет такого количества игр о нем, нашем незабвенном! Диззи — наше национальное достояние, никому его не отдадим! Я почти серьезно!

Еще более родным стал он для нас с появлением питерских Dizzy X и Dizzy Y! Мало того, что события разворачиваются на фоне знакомых каждому рощ, полей и помоек, но и сам диалог с компьютером идет на русском, Диззи общается с родственниками понашему, а не на заморском инглише! Таким образом, братья Дарлинг, сами того не подозревая, подарили нам поистине национального героя, за что им всем огромное спасибо (к слову сказать, сейчас Дэвиду и Ричарду 30 и 29 лет).

У автора Dizzy X и V была еще и задумка создать "Dizzy Z. Диззи и АО МММ" — продолжение приключений нашего героя в России. Но, как ни прискорбно, Dizzy V не окупился (пираты постарались), и затее не суждено было воплотиться.

Конечно, каждый ребенок знает, что на Dizzy X и V наши программисты не остановились. Где-то на Украине, если я не ошибаюсь, состряпали Dizzy 7, который в народе окрестили Dizzy 6.5. Мое мнение по этому поводу совпадает с тем, что было высказано в одном из первых Спектрофонов — лучше бы нам такого добра не видеть — только позорят нашего Дизю (прямо слеза пробивает)!

Не лучшим экземпляром оказался Dizzy 8 — тот хоть и был сделан поопрятней, но конкурировать мог разве что с Dizzy 3. 5, на основе которого и был создан. Надо сказать, что с редактированием Дизей нам не везет напрочь. Специальная программа, выпущенная по этому поводу питерской фирмой Welcome, оказалась практически ни на что не способной. (Ну неужели это так сложно, а? Неужели наши асы кодов, создавшие столько дем, сколько не снилось всему Западу, не в силах написать простенький, но всесильный редактор? Не верю.)

В нашумевшем мегадемо Insult харьковская группа Code Busters обрадовала всех поклонников Диззи известием о начале работы над Fantastic Dizzy (одно название чего стоит)! Хотя мне сразу было ясно, что в том масштабе, в каком эта игра существует на PC, на Спекки ее создать невозможно (для несведущих скажу, что если объединить все первые 7 Дизей воедино, получится один — Fantastic)...

Другой попыткой создания качественной диззиобразной игры была Dizzy XX. Мне довелось посмотреть ее демо-версию и можно сразу отметить одно — это очень круто. Прежде всего, за основу был взят не поднадоевший Dizzy 3.5, а кардинально новый в плане графики Dizzy 7... Но сказке не суждено было стать былью (планировалось выпустить — аж осенью 1996-го, а пока ничего не слышно)... Грустно все это...

Сейчас вовсю обсуждается екатеринбуржский Dizzy New, выпущенный еще в незапамятные времена. Сам я его пока не видел, но отзывы ходят не вполне доброжелательные. Так, в журнале Adventurer #5 говорится, что игра эта, к моему величайшему отчаянию, не блещет грамотностью и логикой построения. Ну что ж, c'est la vie.

Но тут я забежал далеко вперед и отошел от темы сей статьи, так что давайте перенесемся в год эдак 1988.


Галерея SOSG

Итак, на дворе зимнее утро 88-го, а мы рассматриваем картинку на обложке кассеты с первой игрой про Диззи. Называется она просто — Dizzy, а не какое-то страшное Dizzy Holding, что ей частенько приписывают. На картинке изображен Диз, падающий вниз по водопаду в какие-то пещеры, а рядом мы видим его же, запертого в темнице. Дальше стоят какие-то два человека, но в игре они не показываются.

Передо мной лежат фирменные предыстории почти ко всем играм про Диззи. С одной стороны так хочется дать вам их прочитать, а с другой — их очень много, причем каждая занимает по 2 килобайта, не меньше (на английском, конечно). Так что лучше я оставлю их на потом, для следующего номера — может еще увидимся...

Вкратце расскажу, о чем говорится в предыстории к Диззи 1. Диз бродил по волшебному лесу, как вдруг наткнулся на таинственную каменную плиту (не надгробную, надеюсь). Он напряг глаза и разобрал надпись "The Avalwiffovee Potion". Через полчаса он понял, что этот напиток был единственным средством уничтожить злого-презлого визарда, мага, чародея и, наконец, просто колдуна — Закса. С последним Диз был явно не в ладах, так что продолжал читать: "Если замешать в бутылке (это слово особенно порадовало Диззи) парик эльфа (?! — да-да, именно такой перевод слова leprechaun я нашел в словаре), молнию и перо вампировой утки (!), а затем залить все это варевом тролля — получится прекрасный напиток, который очень хорошо вылить как отдельно, так и в коктейле, на Закса (хорошо хоть выпить не просят!). Немного протрезвев после вчерашнего, Диззи отправился на поиски ингредиентов.

Рассказывать вам про приключения Диззи я не буду, ибо статья посвящена не совсем этому, но отмечу, что первый блин комом не получился и, по-моему, эта игра — одна из лучших про Диззи. Интересно вот еще что: некоторые фразы, которые выдает программа, удивительно похожи на строки из какого-то стихотворения, на основе которого написана игра... Что это за стихотворение — не знаю (может кто подскажет?), но то, что оно существует, — однозначно. Смотрите сами, вот строки:

      "There's a green-eyed yellow idol to the North of Katmandu"
      "And a broken hearted lady tends the grave of mad Carew"
      "And the yellow God forever gazes down"...

Да, на выпуске "Диззи 1" все не закончилось. Англичане были просто без ума от новинки, а лучшие компьютерные журналы, чтобы идти в ногу со временем, сделали свои ремиксы. Your Sinclair ограничился лишь изменением внешнего вида меню, вписав туда свой телефон, в то время как популярный в Англии журнал Crash, с позволения авторов, переставил по-своему предметы и изменил суть игры. Получилось нечто новое, хоть и не столь интересное, но напичканное рекламой CodeMasters и самого Crash'a.


Галерея SOSG

Следующей работой братьев Оливер был Treasure Island Dizzy, в народе величаемый просто Dizzy 2. На кассете видим пирата, который сбрасывает Диззи в океан, кишащий акулами (вспоминаете Bubble Dizzy)?

Вот какая на сей раз предыстория. В один прекрасный день Диззи отправился в кругосветный круиз на одном из средневековых суперлайнеров. Он отлично проводил время, и все было великолепно, если не считать того, что на корабле было многовато пиратов.

Капитан, Длинный Джон Сильвер, был здоровым парнем со внешностью, как у Терминатора под гидравлическим прессом. Единственным его недостатком было то, что в детстве он потерял одну ногу, расставляя по дому капканы. Впрочем, это ему ни сколько не мешало, так как он умело пользовался деревянным костылем.

Все шло прекрасно, пока однажды Диз не решил организовать на корме корабля игру в крикет. Вместо бит он, по простоте душевной, воспользовался коллекцией запасных костылей капитана Сильвера, а когда она вся улетела за борт, Диззи пустился в пляс на рее.

Очнулся он на берегу пустынного острова, залитого потоками солнечного света...

Вот такая вот грустная история. Самое интересное — то, что добравшийся до берега вплавь Диззи затем отказывается проплыть даже метр без акваланга. Кстати, Crash сделал ремикс и для этой части, ограничив игровое пространство и перетасовав предметы. Но перейдем к Fantasy World Dizzy (Dizzy 3).


Галерея SOSG

На картинке Диззи с телескопом в руке и со шляпой для сафари на голове. Также можно увидеть двух драконов, единорога да замок невдалеке.

Сюжет таков: Диззи и Дэйзи беззаботно гуляли по волшебному лесу, собирая волчьи ягоды. Вдруг из крапивы выскочили тролли короля Ивла, схватили Дэйзи и уволокли в замок королевского шамана Вампа, специализирующегося на коричневой магии и предпочитающего яичницу на завтрак. Диззи, как истинный кавалер, кинулся ей на помощь, но его быстренько скрутили и отправили в самый глубокий, мрачный и загнивающий подвал замка Ивла. Диззи, конечно, был напуган — ведь он еще не сделал "домашку" по химии! Единственное, что спасло его от самосожжения на расположенном неподалеку костре — яблоко, которое он припас, чтобы подкупить учителя не делать ему экзекуцию. Только было он собрался заглотить фрукт, как заметил в двух шагах от себя тролля, мечтательно облизывавшегося на его яблоко.

Ну как вам триллер? Кого съедят? Диззи или Диззи вместе с яблоком? В любом случае, найдите игру, если у вас ее нет и выиграйте во что бы то ни стало, как в свое время я и поступил, о чем ни секунды не пожалел.


Галерея SOSG

Magicland Dizzy (Dizzy 4). На кассете Диззи, снова в шляпе для сафари, пытается вынуть одной рукой Экскалибур из камня, держа в другой старинную лампу из мультфильма про Аладдина. Чуть подальше сидит бард с флейтой и наигрывает любимую мелодию из коллекции the Prodigy, а рядом с ним — тролль, недовольно посматривающий на Диззи.

Сюжет: злой колдун Закс вернулся, чтобы отомстить. Попробовав чудо-эликсир Диззи, он три года плевался, благодаря чему Йолкфолк жил в мире и спокойствии. Но потом... Он закинул весь Йолкфолк в странную сказочную страну и наложил на каждого какое-то страшное заклятье. Диззи должен освободить шестерых своих друзей, а затем расквитаться с Заксом.

Вот такая короткая история. Правда, перед тем как ее выпустить, CodeMasters написали мини-игру Dizzy 3.5 — рождественский подарок для читателей Crash'a (чтобы уговорить редакторов последнего не делать очередной корявый ремикс (шутка!)). "Dizzy 3 and a half. A Xmas Special for Crash Readers" вышел в декабрьском номере журнала и представлял из себе вполне самостоятельный мини-квест, очень эффективно рекламирующий Magicland Dizzy.


Галерея SOSG

Теперь перейду к Spellbound Dizzy (Dizzy 5). На кассете видим Диззи, открывающего книгу заклинаний, из которой фонтаном сыплются волшебные звездочки. Напротив него сидит эльф (Шамус — эльф?!), да и Дэйзи видна неподалеку.

"САМАЯ БОЛЬШАЯ и САМАЯ КРУТАЯ игра за всю историю Dizzy! Больше 100 ПОТРЯСАЮЩИХ экранов! ПОНЫРЯЙТЕ С АКВАЛАНГОМ! Прокатитесь на ВАГОНЕТКЕ под землей! Спасите ЙОЛКФОЛК! (Братья Дарлинг, похоже, обожают заглавные буквы.)

У Диззи снова неприятности в его САМОМ БОЛЬШОМ и САМОМ КРУТОМ приключении!

Встретьте давнего дружищу Диза — ТЕО, волшебника с кучей МАГИЧЕСКИХ НАПИТКОВ! Дози, Дилан, Дора, Дэйзи и Гранд Диззи (а почему Дэнзила забыли?!) — ЙОЛКФОЛК — снова здесь, и они в КИПЯТКЕ на этот раз! СПАСИ ИХ СКОРЛУПУ, а то они СВАРЯТСЯ!"

Да, ну и страсти! Определенно, реклама CodeMasters не для слабонервных... Хотя игра действительно заслуживает всяческих похвал: никогда еще игровое пространство не было таким большим и запутанным, никогда еще в игре не участвовало так много персонажей, никогда еще не встречалось нам так много предметов и, наконец, никогда еще мы не видели таких сложных и, вместе с тем, логичных задачек. Особенно поражает 128-ая версия игры — авторы постарались на славу! Тут и дополнительная анимация на каждом шагу, и отличное оформление. Летаем на вагонетке, плаваем с аквалангом и ластами (при этом спрайт героя меняется!), путешествуем по трубопроводу, спускаемся в ветряную шахту, лопаем фрукты и, наконец, улетаем ввысь на летающем змее... Каково? Одним словом — настоящий подарок для фанатов Дизей!

Вот что приключилось с нашим героем на сей раз: Диз навещал местного колдуна Тео. Память у последнего периодически отказывала, и все заклинания он заносил в увесистую книгу заклинаний, которую хранил в своей лаборатории (ах да, забыл сказать, что он на досуге увлекался алхимией)... Но это еще не все, книга была открыта на ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОЧЕНЬ СИЛЬНОМ ЗАКЛИНАНИИ (цитирую дословно). Ну а Диз, любивший под вечер прокрасться в лабораторию и побаловаться с реактивами, неосторожно прочел злополучное заклятие и... заключил Тео и весь Йолкфолк в придачу в подземелье! Ну и единственное, что ему оставалось — это прочесть заклинание снова и отправиться вызволять своих друзей из-под земли!

Вот такой вот у нас храбрый малый! Я бы на его месте был по уши счастлив, что избавился от Дэйзи раз и навсегда, а он еще и спасать ее отправился! "Что ж в Дэйзи такого отрицательного?" — спросите вы? Не спрашивайте, лучше посмотрите "Dizzy 6. Prince Of The Yolkfolk"!


Галерея SOSG

На кассете снова Диз, но в немного необычной позе: он стоит на одном колене, а король Артур, восседающий перед ним на троне в окружении свиты и двух львов, посвящает его в рыцари.

"Сразитесь с Троллем Роквортом, встретьте Пушистика Поги, избегайте Эльфа Шамуса (Хмм... Вот, оказывается, кто был паромщиком!), верните Короля Артура из его крестового похода и пробудите Дэйзи от ее столетнего сна!"

Вот какая завязка в игре: Гранд Диззи как-то было очень грустно и тоскливо. Может он просто прикидывался (этим он грешил), но Диззи c Дэйзи решили взбодрить его и испечь для него его любимый вишневый торт. Дэйзи отправилась на кухню — принести из буфета несколько вишен. Но их там не оказалось, и когда через час она вернулась к нашему герою, то заорала на него таким истошным голосом, что тот чуть не подавился наворованными вишнями! "Поги стащил все вишни! — стонала она, — я заметила отпечатки его лап на буфете!"

Тут ей на глаза попалась чья-то мохнатая лапа, вылезавшая изпод дивана. Надо сказать, что Поги был исполнителем, в то время как план по очистке буфета разработал сам Диз. "Как ты мог!!!" — вскрикнула Дэйзи, и Поги, заподозрив неладное, вихрем вылетел прямо в окно, по направлению к волшебному лесу.

Диззи и Дэйзи отправились в лес, чтобы поймать Поги и попутно собрать вишенки. Но, увлекшись поисками, они заблудились и обнаружили замок, где они рассчитывали найти помощь. Замок же оказался пустым и заброшенным. Пока они осматривали замок в поисках Поги, Дэйзи где-то нашла волшебное веретено и умудрилась им уколоться (ох уж эти женщины!). Как и следовало ожидать, ее стало клонить в сон. К счастью, неподалеку оказалась кровать (а то так и спала бы, бедняжка, на полу!). Она устроилась поудобнее, а тут подоспел и наш Диз... Но было уже поздно: несмотря на все крики, вопли и завывания нашего героя, его любимая впала в беспробудную спячку, которая, согласно легенде, должна была продлиться никак не меньше 100 лет! "Определенно, ее нежная скорлупа столько не выдержит!" — решил Диз. Но как только в его голове начал зреть грандиозный план, раздался звук, похожий на удар грома, и весь замок затрясся, словно спичечный коробок. Это Тролль Рокворт вступил на порог! Один свирепый удар сбил Диззи с ног, а следующих он уже не помнил.

Фортуна была благосклонна к нему — очнулся он уже на следующий день, и, с раскалывающейся головой, пошел на выручку к Дэйзи...

Надо сказать, сюжет был чуточку другой. (Авторы не упоминали, что именно Диз спланировал ограбление, — они об этом просто промолчали, видимо, не желая портить репутацию своему герою!)

Следующим по порядку идет Crystal Kingdom Dizzy ("Диззи в Хрустальном Королевстве" или Dizzy 7).


Галерея SOSG

Думаю, не стоит говорить, что эта часть заметно отличается по графике и оформлению от всех предыдущих. Диззи, серьезный и находчивый искатель приключений, на сей раз выступает в роли своеобразного спортсмена, вынужденного скакать из одной части карты в другую, перепрыгивая по пути гусениц и улиток. Это, конечно, ему не к лицу... Но не столько это навредило его репутации, сколько неожиданный сюрприз от CodeMasters: игра продавалась по баснословной цене: 9,99 фунтов стерлингов (!!! — Не скоро мы догоним Запад!). Это притом, что все остальные игры сериала стоили никак не больше 2,99... То есть при ухудшении качества (игра попросту превратилась в аркаду с легкими элементами Puzzle) авторы захотели компенсировать падение спроса на спектрумовский софт всенародной любовью к Диззи... Что ж, как и следовало ожидать, новая игра провалилась (ее рейтинг в Your Sinclair на 20% меньше, чем, скажем, у Magicland Dizzy).

Чтобы теперь хоть как-то улучшить ваше (да и мое тоже) настроение, расскажу об аркадных играх с Диззи в главной роли. Всего таких набралось 5 штук. По качеству и увлекательности они хоть и не могут конкурировать с квестами, но зато вносят необходимое разнообразие в приключения чудо-яйца.

Лучшим, на мой взгляд, представителем этих игр является Bubble Dizzy. Эта субигра из Fantastic Dizzy хоть и не обладает замысловатым сюжетом, но очень играбельна. Что натворил наш Диз, вы поймете из предыстории к "Диззи 2" (см. выше), но в итоге пираты сбросили его за борт шхуны, на которой он повторял вояж Магеллана. Что особенно приятно, в игре очень добротная графика, а вначале показывают небольшой мультик! Так что, как говорится, спешите видеть, ведь, например, в сентябре 1992-го игра занимала третье место в Англии по продажам! А я перейду к следующей по очереди игре — Dizzy Down The Rapids...

На мой взгляд, довольно глупая и скучная игра, только Диз, как главный ее участник, спасает положение. Здесь создатели попытались сочетать два своих любимых жанра — квест и имитатор. Получился эдакий сплав жанров, который можно охарактеризовать коротко: "Диззи в бочке".

Среди всех имитаторов CodeMasters не найти только тренажер по плаванию в бочке. Не то чтобы наш герой решил последовать примеру Диогена, просто он опять "влип" в историю... Но не буду забегать вперед, скажу сначала, что мы видим на кассете. А видим мы Диза, сидящего в бочке, приближающейся к водопаду. За ним вырисовываются: 1 крокодил, 2 тролля, 2 бегемота и, опять же, 1 дракон — полный арсенал.

А случилось вот что: Диззи с Дейзи, как всегда, собирали в заколдованном лесу ягоды (может это у них хобби такое!?). "Что за крошечные ягоды!" — ворчал Диз, срывая карликовую ягодку с куста. "Так мы не на берем мне даже на пирожок!" — продолжал он, собирая вторую корзину. "А как насчет вот этих?" — Дэйзи указала на очередной кустик. "Да ты что!" — огрызнулся Диз, рассматривая очередную ягодку в микроскоп. Так, шаг за шагом, они и не заметили, как забрели вглубь леса. К тому времени, как они достигли речушки под угрожающим названием Большой Поток, они уже безнадежно заблудились.

Внезапно путники услышали, как хрустнула ветка у них за спиной... Это были Тролль Рокворт со своей шайкой. "Сегодня мы подкрепимся яичницей!" — прохрипел тролль. Быстрый, словно молния, Диз схатил Дэйзи за руку и опрометью бросился к реке. "Ха-хаха!" — рассмеялся Рокворт, так как его подручные догоняли влюбленную пару. Но у Диззи был, как всегда, план. На берегу стояли бесхозные бочки с яблоками. "Мы спасены!" — воскликнул он, а Дэйзи, поняла его слишком буквально и уже уплетала во всю сочные тыблоки, когда Диззи столкнул ее вместе с бочкой на воду. "Не догоните!" — прокричал Диз троллям, но возлюбленная заглушила его пронзительным криком — перед ними был водопад!

Вот такие вот ужасы. Остается только порадоваться, что героям попался Большой Поток, а не Ниагара... Как вы уже поняли, играть можно как в одиночку, так и вдвоем (что вносит в игру хоть какой-то интерес).

Теперь перейду к Fast Food. Выпущен он был сразу после Dizzy 2 и не блещет оригинальностью (что-то типа современного Пакмэна). На обложке кассеты снова Диз, за которым гонется повар с явным намерением приготовить омлет. Рядом бегут другие продукты питания, которые имеют, как ни странно, руки, ноги и лица!

Вот что пишут братья Дарлинг на сей раз. "Диззи вернулся! В Fast Food'e он должен бегать по лабиринтам, лопая кучу вкусной и здоровой пищи: цыплят, гамбургеры, пиццу, коктейли и другой вкуснятины. Но есть одно "но": остерегайтесь монстров!

Бонзо. Он медлительный и тупой, но может поймать вас, если вы будете ловить ворон. Бонзо зеленый (ох, бедный Бонзо! Неужели плесень?!).

Визза. Он быстр, но не слишком сообразителен — убегайте от него и он, возможно, повернет на перекрестке. Визза у нас желтый.

Пиппа. Она очаровательная и смертоносная: она чертовски умна, но вы быстрее и можете смотаться от нее пока не поздно. Пиппа сиреневая.

Фидо (уж не знаю, на какой слог ударение). Он чертовски подлый и когда-нибудь догонит вас на перекрестке. Так что поглядывайте за ним. Фидо голубого цвета.

Ну и, конечно, КЕТЧУП, ГОРЧИЦА, ПРИПРАВЫ, ВОЛШЕБНЫЕ БОТИНКИ и тому подобное!"

Вот такое вкусное описание. Кстати, игра очень ритмична и играбельна, а куча прикольных мультиков никого не оставит равнодушным.

Но по прикольности, на мой взгляд, всех обошел Kwik Snax. Сразу после загрузки счастливые владельцы 128К-версии увидят классный мультик о том, как наши старые знакомые из Йолкфолка исполняют свой последний хит! CodeMasters превзошли самих себя! Выступление группы "The Dizzy Mob" ("Банда Диззи") надолго еще останется в моей памяти.

На обложке показан Диззи, в одной руке он держит веревку, в другой лампу (непонятно зачем). На заднем плане возвышается Закс, а также дракон, преследующий героя. В воздухе парят различные продукты питания (не улавливаете аналогию с Fast Food?).

Вот какая завязка. Диззи вкупе со всем остальным Йолкфолком не на шутку разозлил ЗЛОГО ВОЛШЕБНИКА ЗАКСА. Тот, как принято, произнес страшное заклинание и забросил каждого в свойственную ему страну. ДЭНЗИЛ всю жизнь стремился быть крутым и хладнокровным — вот и попал в Страну Льда. ДИЛАН дни и ночи проводил на природе, засматриваясь на облака. Вот и очутился в Стране Туч. ГРАНД ДИЗЗИ к концу жизни все чаще впадал в старческий маразм — судьба закинула его в страну кукушек и гигантских плюшевых медведей! (CodeMasters, видимо, ориентировались на детей, создавая игры такого плана) Ну а о ДЭЙЗИ Закс особенно позаботился — он запер ее в своем Подземелье, хорошо охраняемом стражей.

Самой глупой из аркадных игр с участием Диззи я считаю "Panic Dizzy" — вот ее-то я и прихранил напоследок. На обложке Диззи, бегущий по фабрике игрушек, и сами игрушки, сыплющиеся на его голову, словно град. На заднем плане сидит Поги (они бы еще и Закса нарисовали — лучше бы игру раскупали!), но в игре он не участвует (самого Диззи-то там почти не видно).

"ДИЗЗИ на ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ФАБРИКЕ ИГРУШЕК! Соберите ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРЫ в ИЗОБРЕТЕНИЕ ГРАНД ДИЗЗИ, чтобы создать НОВЫЕ, ЛУЧШИЕ ИГРУШКИ! Конвейеры, вакуумные трубы и МНОГОЕ другое! ПОТРЯСАЮЩЕ УВЛЕКАТЕЛЬНО! И НЕ ПАНИКУЙ, ДИЗЗИ!"

После такого сумасшедшего описания очень хочется получше во всем этом разобраться, и вот что, оказывается, произошло: "В один прекрасный день ГРАНД ДИЗЗИ заканчивал свою МАШИНУ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ИГРУШЕК. Пока он 3 часа закручивал последнюю гайку (старость, понимаете ли, сказывается), гаечный ключ выскользнул из его рук и упад на пол. Ну и, конечно, ПОВРЕДИЛ механизм. ДИЗЗИ, ДЭЙЗИ, ДЭНЗИЛ, ДИЛАН, ДОЗИ и ДОРА (главное, чтобы побольше народу было — быстрее купят) поспешили на помощь ГРАНД ДИЗЗИ. Когда все кое-как прилепили на место, начался самый ответственный этап — тестирование. ДИЗЗИ занялся КОНВЕЙЕРОМ, в то время как остальные поднялись вверх и начали кидать ему ВОЛШЕБНЫЕ ФИГУРЫ.

Механизм покряхтел-покряхтел, да и развалился. Собрали снова. Опять развалился. Но бог любит Троицу. Даже чудо-телепортатор в Диззи 3.5 — и тот с третьего раза запрыгал. И вот наши герои снова заняли исходные позиции, решающий момент... РАБОТАЕТ! "Оооо... Ээээ... Аааа! Помедленнее! Стойте!!! Слишком быстро!!!" — орал Диз что есть мочи, но друзья не слышали его — слишком уж дикий рев производил механизм... Или не хотели слышать. Диззи надрывался что есть мочи, а тем временем заботливые друзья кидали фигуры все быстрее и быстрее... Он-то не подозревал, что они просто издеваются над ним, проверяя, какую скорость он сможет выдержать..."

Ну, все почти так и было, как я описал (авторы только скрывают, что друзья нарочно кидали фигуры все быстрее и быстрее). Подробно останавливаться на игре не стоит, так как каждый, наверное, ее уже видел. Расскажу еще об одной вещи: CodeMasters, как и все порядочные фирмы, выпускали сборники из своих шедевров. Первый так и назывался: Dizzy Collection. В него входили Dizzy, Treasure Island Dizzy, Fantasy World Dizzy, Magicland Dizzy и Fast Food. На обложке можно обнаружить увеличенную картинку из Magicland Dizzy, а внизу — картинки из всех остальных Дизей, входящих в коллекцию. Стоил такой сборник 9,99 фунтов стерлингов.

Второй сборник назывался Dizzy's Excellent Adventures. В него входили Spellbound Dizzy, Prince Of The Yolk Folk, Kwik Snax, Panic Dizzy и Dizzy Down The Rapids. На обложке увеличенная картинка из последней игры, а все остальные собраны внизу, как и в первый раз. Стоило это чудо столько же, но пользовалось спросом (третье место по продажам в августе 1992).

Закругляясь с сериалом про Диззи, расскажу о том, как изменялся его рейтинг в популярных западных журналах. По-моему, эти шедевры явно не дооценивались:

Название игры
Dizzy
Treasure Island Dizzy
Fantasy World Dizzy
Magicland Dizzy
Spellbound Dizzy
Prince Of The Yolkfolk
Crystal Kingdom Dizzy
Fast Food
Kwik Snax
Panic Dizzy
Bubble Dizzy
Dizzy Down the Rapids
Средний результат
Дата
ОКТ 1987
МАР 1989
ЯНВ 1990
ДЕК 1990
ЯНВ 1992
ИЮЛ 1992
ДЕК 1992
АПР 1989
ДЕК 1990
МАР 1991
ФЕВ 1992
ИЮЛ 1992
 
Your Sinclair
7 (из 10)
8 (из 10)
88
90
90
71
70
63
92
49
90
65
76
Crash
78
87
94
93
--
--
--
68
92
80
--
--
85

Как видим, Your Sinclair более критичен, хотя Panic'y дал 49 баллов из ста не напрасно. Почему-то не понравился ему Prince Of The Yolkfolk — один из лучших Дизей, на мой взгляд.

Ну и теперь еще раз подсчитаем, сколько же всего игр с Диззи вышло на данный момент.

      1. Dizzy 1
      2. Dizzy 1 Crash Special Edition
      3. Dizzy 1 YS Special Edition
      4. Treasure Island Dizzy
      5. Treasure Island Dizzy (Crash)
      6. Fantasy World Dizzy
      7. Dizzy 3... and a half!
      8. Magicland Dizzy
      9. Spellbound Dizzy
      10. Dizzy, Prince Of The Yolk Folk
      11. Pseudo Dizzy 7 (Dizzy 6.5)
      12. Crystal Kingdom Dizzy
      13. Dizzy New
      14. Dizzy 8. Little Joke
      15. Dizzy X. Journey to Russia
      16. Dizzy Y. Return to Russia
      17. Fast Food
      18. Kwik Snax
      19. Panic Dizzy
      20. Bubble Dizzy
      21. Dizzy Down the Rapids

21! И это не считая незаконченных Dizzy XX, Dizzy Z и Fantastic Dizzy. Спектруму действительно есть чем и кем гордиться!

После такого пространного рассказа про Диззи, надо все же рассказать, хоть и менее подробно, об остальных играх CodeMasters. Начну, прежде всего, с Сеймура. Он был призван заменить уже наскучившего Диззи. Если его яйцеобразный коллега живет в средневековом мире с магией, замками, волшебниками и сказочными персонажами, то мир Сея — мир кинобизнеса, денег и преступлений, что, конечно, лишает его того шарма и той привлекательности, которую имел Диз. Кроме того, если Диззи — герой благородный и честный, а его неудачи вызывают хоть и незначительное, но все же сострадание, то Сей скорее заслуживает улыбки, чем сочувствия. В его приключениях нет той романтики, которая присуща играм с Диззи.


Галерея SOSG

Современный мир с его проблемами и катаклизмами не может не действовать угнетающе, на что я и хочу обратить внимание гейммейкеров, которые в дальнейшем могут пойти по стопам братьев Оливер. Вспомните, сколько раз Диззи фигурировал в хит-парадах! А Сеймур? (Хит-парады, составленные на основе продаж новинок на рынке, не в счет.) Хоть в одной стране создавались клубы любителей Сея? А издавались ли книги, посвященные ему? А много ли вы видели новелл про него? Нет? Но ведь по графике и музыке он не уступает лучшим Диззям! Я не говорю, что средневековая обстановка с замками и магией — наилучшее, что можно придумать для игры такого жанра. Приключения в Египте на развалинах древней цивилизации, поиски сокровищ в Эльдорадо, исследования на Бермудах — мало ли о чем еще можно написать игру!

Итак, всего мне известно о шести Сеймурах:

      1. Seymour 1. Take One
      2. Seymour 2. At the Movies
      3. Seymour 3. Wild West Adventures
      4. Stuntman Seymour
      5. Sergeant Seymour Robotcop
      6. Super Seymour Saves the Planet

Вообще слово "Super" кодмастерсы очень любили: в названиях их игр я его встретил аж 11 раз! Первые 3 игры построены по образу и подобию Диззи, в то время как остальные — аркадные приключения героя. В Stuntman'e становится каскадером, в Robotcop'e — полицейским, а в Super Seymour'e спасителем Земли.

Популярность диззиобразных игр приводила к появлению все новых и новых подарков их фанатам. Одним из них стали приключения мышонка Мари в Murray Mouse Super Cop. Суперполицейский вступает в неравноправную борьбу с мышиной мафией, засевшей на Сырной Луне. Не правда ли, что-то новенькое?

Несомненно, большим открытием для CodeMasters стал программист и художник по совместительству Мартин Хартли. Он был не только автором таких художеств как "Tarzan Goes Ape!" и "Big Nose", но и большим оригиналом: для того, чтобы войти в режим Pause в первой, надо одновременно нажать клавиши STOP... Со второй будет немного посложнее: A, S, D, F, R, T, Y, CS...

У меня, по крайней мере, название CodeMasters ассоциируется с бесконечной чередой Дизей и Сеймуров. Но не ими едиными жива эта фирма. CodeMasters позаботилась и о других жанрах: гонках, puzzl'ax, менеджерах, аркадах и, конечно же, имитаторах. Так как спортивные игры я не очень уважаю, то их я обойду стороной. И в самом деле, что интересного можно сказать про какой-нибудь International Rugby Simulator?

Следует, однако, немного рассказать про pinball'ы, созданные этой фирмой. Сразу оговорюсь, что ни о каком другом пинболе, кроме как кодмастеровском, я не слышал, так что еще раз спасибо братьям Дарлинг!

Я знаком только с Advanced Pinball Simulator'ом и Soccer Pinball'ом. Второй сделан не очень симпатично, в то время как первый заслуживает высшей оценки. Прежде всего, он обладает великолепным оформлением, графикой, а также хорошей играбельностью. Но не это самое главное. Важно то, что игра сочетает обычный пинбол с сюжетом, основанным на магии! И фирма не прогадала: идея полностью себя оправдала. Игроку не просто требуется отбивать шарик, но и стараться при этом выполнить определенные задания: собрать книгу заклинаний, произнести заклятье, уничтожить замок злого колдуна и восстановить деревню Сигам (в "Диззи 1" играли?). Только выполнив эти задания можно с чистой совестью пробиться через заколдованный лес и добраться до кратера вулкана — жилища колдуна. Не правда ли, увлекательно для пинбола?!

Отдельного внимания заслуживают гонки от CodeMasters. И в этой области фирме сложно подобрать конкурента. Помимо кучи разных велосипедных имитаторов она создала неплохую коллекцию мотоциклетных гонок (750cc Grand Prix, Super Bike Trans Am), но особенно ее занимали состязания на гоночных машинах (Twin Turbo V8, Italian Super Car, Rally Cross, American Turbo King и др.) В "Итальянской супермашине", например, авторы преклонялись перед изяществом Lamborghini, устроив на ней настоящее ралли по чащам и заминированным пустыням. Тоже, кстати, оригинально. Хотя были попытки создания гонок с возможностью выбора транспортного средства на свой вкус (Paris Dakar), но, по-моему, ни во что хорошее это не вылилось.

Сама "Paris Dakar" очень напоминает "750 cc" — так же скучна и однообразна. Даже приборные панели в них одинаковы. На мой взгляд, один Chase H.Q. (Ocean) заткнет за пояс все кодмастеровские гонки, но это лишь мое, как говорится, сугубо личное мнение.

Были у CodeMasters и авиастрелялки (Mig 29 Fighter, Arcade Flight Simulator, Tornado ECR), но конкурировать с работами других фирм они, конечно, не могли — качество не то. Хотя, конечно, графика во всех кодмастеровских играх — высший класс, этого я не отрицаю, но каждый, по-моему, должен заниматься своим делом. У Ocean'a лучше всего выходят аркады, у Microprose — авиаимитаторы, а CodeMasters'ам так и хочется оставить след в каждом жанре. И их логические игры — тому подтверждение.

Надо сказать, что с puzzl'ами у обсуждаемой нами фирмы всегда был порядок. Panic Dizzy, Capitan Dynamo, Steg, Tilt — попробуйте найти близкий аналог к каждой из этих игрушек. Не уверен, что это у вас получится. Создатели не стремились передирать уже знакомые всем идеи и создавать очередной тетрис или ксоникс (надеюсь, у нас тоже скоро настанут такие времена). Идей у братьев Дарлинг было много, и свой вклад в создание логических игр они внесли.

Не забывали они, впрочем, и про космические леталки (3D Star Fighter, Transmuter). Последняя игра была на редкость удачной, но, видимо, пользовалась не таким большим спросом, как, скажем, Sky High Stuntman... Шучу, шучу. Эти каскадерские игры (Sky High Stuntman, Super Stuntman, Italian Super Car, American Turbo King) лично меня просто раздражают. Почему нельзя было сделать нормальную, спокойную гонку типа Spy Hunter (U. S. Gold)? Почему я должен каждую секунду объезжать какие-то нагромождения из камней невиданной величины, кактусы и мины? Нелогично все это, нелогично.

Приятным исключением является Operation Gunship — одна из немногих игр, где вам поручено управлять вертолетом. Очень приятная графика и хороший кодинг, по-видимому, не принес хорошего дохода — подобных игр больше не выходило, как ни жалко. Хотя нет, был еще KGB Super Spy, но тот был совсем из другой оперы — ничего общего с Operation Gunship не имел, да и задача была в нем поважнее — спасти мир от третьей мировой!

В стремлении создать имитаторы абсолютно всего, что только есть на свете, CodeMasters не знает себе равных. И вот на свет появляется Super Tank Simulator — имитатор... танка... Да, такая затея просто обязана была провалиться, что она и сделала. Что ни говори, танки так не имитируют! То ли дело Battle Command!

На закате своей деятельности на Спекки фирма не пренебрегает даже драками! В 1991 году выходит Wrestling Super Stars, который приглянется всем фанатам Wrestlemania. Игра, едва уступающая осеаn'овскому монстру, занимает значительно меньше места! Браво, CodeMasters!

Неважно, на мой взгляд, у фирмы выходили аркады. Самое интересное, что все ее игры, которые я помню, хоть и обладали великолепной картинкой (прямо-таки визитная карточка CodeMasters!), но подзагружаемых уровней не имели. А без этого хороших результатов добиться очень сложно (Ocean, лидер в области аркад, это осознал сразу). Вот и выходили у фирмы маленькие кривые стрелялки, не выдерживавшие никакой критики (Super Dragon Slayer и др.).

Большим промахом, на мой взгляд, была попытка создания тира (Bronx Street Cop). Авторы решили продолжить славную традицию Operation Wolf (Ocean), Operation Thunderbolt (Ocean), YS Capers (YS) и др. Из этого вышло нечто типа "снайперских" подыгр в Super Tank Simulator'e — скучно и бестолково. Водить по экрану прицелом — это скорее участь приставок, чем персональных компьютеров!

Следует отметить, что фирме удавались неплохие менеджеры: Rock Star Ate My Hamster, 1st Devision Manager. В них удачно сочеталось хорошее оформление с интересной идеей. 1st Devision, на мой взгляд, одна из лучших игр в своей области. Лучшее подтверждение качества сего менеджера — то, что в январе 1993 он занимал четвертое место по продажам.

Интересна попытка создания фирмой викторины. Pub Trivia, которую я имею в виду, опять же имела приятный дизайн, графику и т. п. Было даже несколько подзагружаемых блоков вопросов на выбор, но, к сожалению, сами загадки были созданы явно не для таких стран, как Россия. На вопросы типа "Какая столица у штата Огайо?" или "С каким видом спорта у вас ассоциируется тот или иной диктор?" ответить могут лишь англичане да американцы, да и то не все. Хотя... Почему бы нашим хакерам не создать свою версию на базе английской? Вопросы, конечно, должны быть на русском и в большинстве своем придуманы заново... А что? По-моему, вполне посильная задача даже для начинающего хакера.

Теперь о явных промахах. Тема магии, к сожалению, не всегда помогала фирме создать очередной шедевр. Посмотрите, например, на Wizard Willy. Комментировать я эту программу не хочу, так как просто не хочется тратить на нее время.

Другой ужас — Super Bike Trans Am (1989). Я не хочу отрицать, что игра получилась на редкость играбельной, но векторные кактусы, елочки из треугольников, дома в лучшем стиле 3D Tankduel... Смотреть на это мы привыкли в Elite (Firebird, 1985 (!)), но не в гонках же! А почему я должен догадаться, что линия шириной в один пиксел, лежащая посреди дороги — это яма?! Хотя, возможно, именно из-за простой "проволочной" графики свет увидела столь ритмичная игра... Другой не менее противный жучок: если с самого начала и до финиша держать две клавиши: вперед и прыжок, то уже через 10 минут вы не только пройдете всю игру ни разу не упав и не врезавшись в другого мотоциклиста, но и сделаете это чуть ли не быстрее, чем если бы вы проходили все этапы почестному.

Еще один позор — Rally Cross (1989). Эта игра дошла до России совсем недавно (надо сказать, сейчас уже почти весь нормальный софт в Россию поступил, и остается один мусор), и каждый сможет найти ее у себя на рынке и познать качество CodeMasters. Итак, перед нами типичные состязания на гоночных машинах. Что это именно машины мы понимаем по картинке и оформлению меню, но никак не из игры. Помните игрушку Super Cars (Gremlin)? Так вот, уберите из нее музыку (хотя потеря невелика), магазин, хорошую графику... То что останется и есть Rally Cross.

Проблема некачественного софта, безусловно, вдвойне неприятна для каждой фирмы. Ведь плохие программы не только не окупаются, но и вредят ее имиджу. Неудачной я считаю аркаду Super Dragon Slayer, еще хуже (практически на уровне середины восьмидесятых) сделана игра про Сея Stuntman Seymour, выпущенная, правда, уже в начале девяностых.

Но под конец опять поговорю о приятном — тех квестах, которые я еще не рассмотрел. Начну я с Bride of Frankenstein и ее продолжения — Frankenstein Jnr. Обе эти игры довольно наворочены и похожи друг на дружку как две капли воды. В 'Невесте Франкенштейна вам предстоит побродить по кладбищам, пораскапывать могилы, повзламывать гробы и, в итоге, оживить Френки, либо его сынка (выглядят они похоже).

Ну а самим младшим Франкенштейном мы командуем в Frankenstein Jnr. Фабула игры та же — бегай себе по замку, открывай двери... Да и сам лабиринт знаком до неприличия. Надеюсь, они хоть чем-то отличаются... Приятный квест для 1987 года, хотя довольно сложный и надоедливый. А монстры! Как прижмет какой-нибудь к стенке — и все, не вылезешь.

Хотя самой сложной и самой невыносимой кодмастеровской игрой я считаю Blade Warrior... Это ж надо было сделать такую замечательную игру такой сложной! Даже с бесконечными жизнями и временем, а также подробным описанием вы вряд ли ее пройдете... А какая графика! Вот и говори потом, что Invulnerability портит игру...

Аналогичная ситуация с Death Stalker'ом. Это навороченный квест со множеством предметов, секретов и ловушек. Если вы любите бродить по сырым мрачным подземельям (Switch Blade (Gremlin)), то вам надо приготовиться, что поход будет не из легких и уж конечно с первого раза вы до финиша не дойдете, даже если прочитаете всю объемную встроенную инструкцию.

Тем, кому "не по зубам" столь сложные квесты, советую посмотреть Little Puff. Графика в нем на порядок добротней, да и ловушек поменьше. Литл Паф — одна из немногих игр, где нам предстоит выступить в роли дракончика. Хоть Паф, как видно из названия, и "литл", но задача перед ним стоит, что называется, "биг". Собрать 4 части потерянного пропуска и найти дорогу домой — это только звучит просто. Но на все это вполне хватает одной жизни (вот бы во всех играх так!)

Очень вас обрадует Slightly Magic, если вы его до сих пор не видели. Этот квест по всем параметрам не уступает Диззи, а по анимации вообще не знает себе равных. Так бы он и попал на первые строчки хит-парадов вместо Дизей, если бы не меньшее количество головоломок, не увеличение числа аркадных элементов, препятствий, через которые нужно перепрыгивать, врагов и так далее. Как обычно, в игре вам предстоит иметь дело с магией и замками, против чего лично я ничего не имею, скорее наоборот.

Неплохие квесты созданы про всем известного Робина Гуда (Super Robin Hood, Amazing Adventures Of Robin Hood). Эти две игры очень похожи по смыслу. В первой надо собирать сердечки, во второй — сокровища. Всюду придется прыгать по мостикам и пускать стрелы во вражеских лучников. Вот насчет целей я не уверен: в Super Robin'e нужно освободить лэди Мериан, а про вторую мне ничего не известно — очень уж она сложна и надоедлива (после часика игры). Хотя Super Robin'a я прошел, изведя на него уйму времени, так что, как говорится, есть чем гордиться.

Прекрасно сделан Spike in Transylvania. Тут фирме удалось реализовать качественную цветную трехмерную (!) графику в диззиобразной игре. За многообещающим названием (Трансильвания: сразу на ум приходит любимец публики граф Дракула) скрывается лишь блуждание по средневековым замкам с целью освобождения друзей-повстанцев. Тут тоже не обошлось без магии, хотя она и отошла на второй план.

Grell And Fella — одна из лучших кодмастеровских аркадных игр. На мой взгляд, никогда еще фирма не показывала такой уровень графики (в этом плане игра, возможно, уступает только Myth'y)... Полсотни уровней, десятки видов врагов, разнообразие задач и пейзажей, великолепная цветная графика, магазин на каждом уровне с десятками видов оружия самого широкого спектра применения, отличная музыка и не менее удачное оформление — вот что вас ожидает в очередном бестселлере CodeMasters.

Подводя итог вышесказанному, хочу сказать, что эта английская фирма внесла неоценимый вклад в развитие Спекки. И кто знает, не было бы ее — возможно, Спектрум в России бы уже умер: без Дизей и Сеймуров, Слайтли Меджика и Капитана Динамо, Спайка и Литл Пафа...

Ну и, в заключение, хочу привести список всех известных мне кодмастеровских игр. Если даже это не все, то я сделал все что мог, составляя его по кусочкам на основе разных источников. Надеюсь, что читатель тоже приложит свои усилия к созданию полной и подробной софтографии...

Софтография CodeMasters
номерназваниегодСRYSSN
0011st Division Manager1991865687
0023D Star Fighter----
003750cc Grand Prix1991--49
004Advanced Pinball Simulator1990-7/10 81
005Amazing Adventures Of Robin Hood1993--94
006American Turbo King1990--44
007Arcade Flight Simulator1989647667
008ATV (All Terrain Vehicle) Simulator1987668/10-
009ATV (All Terrain Vehicle) Simulator 2----
010Big Foot1989475/10 57
011Big Nose In The USA1992-8060
012Billy The Kid1989-76-
013Blade Warrior1989-4/10 69
014BMX Freestyle (Freestyle BMX Simulator)1989764/10 27
015BMX Simulator1987637/10
016BMX Simulator 219894274-
017Bounty Hunter, The1989-76-
018Brain Ache1989295/10
019Bride of Frankenstein---56
020Bronx Street Cop1991-8938
021Bubble Dizzy1991-8090
022Bump, Set, Spike----
023Captain Dynamo1992-8881
024CD Games Pack1990---
025Columbus Jumbo Elephant Fujitive1993---
026Columbus Jumbo In The USA19919181-
027Columbus Jumbo's Elephant Antics1991818567
028Death Stalker1988---
029Dizzy 11987787/10 82
030Dizzy 2: Treasure Island1989878/10 78
031Dizzy 3: Fantasy World1989948885
032Dizzy 3 And A Half1990---
033Dizzy 4: Magicland Dizzy1990939091
034Dizzy 5: Spellbound Dizzy1992-9099
035Dizzy 6: Prince Of The Yolkfolk1992-7198
036Dizzy 7: Crystal Kingdom Dizzy1992-7082
037Dizzy Collection199190--
038Dizzy Down The Rapids1992-6543
039Dizzy's Excellent Adventures Fast Food1989686375
040Four Soccer Simulators: 11-a-Side Soccer----
041Four Soccer Simulators: Indoor Soccer----
042Four Soccer Simulators: Soccer Skills----
043Four Soccer Simulators: Street Soccer----
045Frankenstein Jnr.1987--56
046Fruit Machine Simulator198778--
047Fruit Machine Simulator 2199040--
048Ghost Hunters----
049Grand Prix Simulator 1----
050Grand Prix Simulator 2----
051Grell And Falla---97
052International Rugby Simulator----
053Italian Super Car---48
054Jet Bike Simulator----
055KGB Super Spy1989---
056Kwik Snax1990929294
057Little Puff1989--88
058Mig-29 Fighter1989---
059Miami Chase----
060Mission Jupiter----
061Monte Carlo Casino----
062Motocross Simulator----
063Mountain Bike Simulator1989--88
064Murray Mouse Super Cop1990--90
065Ninja Massacre1989---
066Operation Gunship1988--88
067Panic Dizzy1991804945
068Paris to Dakar1991--47
069Power Boat Simulator1989---
070Pro BMX Simulator----
071Pro Boxing Simulator1990---
072Pro Golf Simulator----
073Pro Golf Simulator 2----
074Pro Power Boat Simulator----
075Pro Skateboard Simulator1990---
076Pro Ski Simulator----
077Pro Tennis Simulator----
078Pub Trivia1989---
079Race Against Time, The----
080Rally Cross1989--21
081Rock Star Ate My Hamster----
082S.A.S. Combat Simulator1988---
083Sergeant Seymour Robotcop1992--92
084Seymour 1: Take One!---82
085Seymour 2: At the Movies---94
086Seymour 3: Wild West Seymour---93
087Sky High Stuntman---36
088Slightly Magic1990--96
089Soccer Pinball1991--53
090Spike In Transylvania1991--90
091Sport Aid1988---
092Steg The Slug---83
093Stuntman Seymour---43
094Super Bike Trans Am1989--75
095Super Dragon Slayer1989--46
096Super Hero1988---
097Super Robin Hood1989--72
098Super Seymour Saves The Planet---86
099Super Stuntman---45
100Super Tank Simulator1989--40
101Tarzan Goes Ape!1991--35
102Terra Cognita1986---
103Terrometer1987--56
104Tilt1990--46
105Tornado ECR---58
106Transmuter1986--85
107Twin Turbo V81989--80
108Vampire!1984---
109Wacky Darts---35
110White Heat1986---
111Wizard Willy---21
112Wrestling Super Stars1991--90
NB: CR — Crash, YS — Your Sinclair,
SN — во сколько бы я оценил эту игру

Ну вот и все! Спасибо за внимание.

В статье использованы материалы из журнала Emulate!



Compilation © 2000–2002 SOSG